04.07.2007  Для развития СРО в сфере оценки все готово

   Оценочная деятельности в РФ с точки зрения саморегулирования является одной из наиболее организованных. Именно в этом секторе экономики была зарегистрирована первая саморегулируемая организация (СРО). Уровню развития оценочного бизнеса стремится соответствовать и законодательство. В настоящее время во взаимодействии предпринимательских структур, научного сообщества и органов власти готовится целый ряд стандартов оценочной деятельности. О перспективах развития этой отрасли шла речь в среду, 4 июля, на круглом столе «Переход к саморегулированию оценочной деятельности. Актуальные вопросы образования и международной сертификации оценщиков», который состоялся в Торгово-промышленной палате РФ.
   Директор департамента по работе с территориальными палатами ТПП РФ Александр Рыбаков, открывая работу круглого стола, заметил, что за последние годы в РФ сложился бизнес в сфере оценочной деятельности, был пройден путь создания нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность таких предприятий, и сегодня этот рынок «наиболее благоустроен с точки зрения законодательного и нормативного обеспечения». Лидирующую позицию в этом секторе занимает Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков (СМАО), объединяющая более 200 компаний-оценщиков. Именно СМАО стала первой саморегулируемой организацией, включенной в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков. «Мы придаем этой деятельности исключительно важное значение», - подчеркнул А.Рыбаков, давая характеристику работе предприятий-оценщиков.
   О развитии института массовой оценки для целей налогообложения в России рассказал заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования МЭРТ Андрей Ивакин. По его словам, развитие института массовой оценки неразрывно связано с реформой налогообложения. Он напомнил, что на сегодняшний день в РФ действует три налога на недвижимость: - в отношении земельных участков – земельный налог (база для него – кадастровая стоимость земли); - в отношении зданий и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, - налог на имущество физлиц (база для него – инвентаризационная стоимость недвижимости); - в отношении зданий и сооружений, находящихся в собственности юридических лиц, - налог на имущество юрлиц (база для него – балансовая стоимость недвижимости).
   Таким образом, в стране действует три различных налога на недвижимость с тремя различными базами для целей налогообложения, а следовательно, существует три различных вида стоимости объекта налогообложения. При этом балансовая и инвентаризационная стоимости объектов не имеют на сегодняшний день ничего общего с их рыночной стоимостью. Адвалорный принцип налогообложения применяется лишь в отношении земельных участков, а кадастровая стоимость, хотя применение этого показателя сегодня и вызывает ряд критических замечаний, является именно рыночной стоимостью объекта, просчитанной методом массовой оценки.
   По мнению А.Ивакина, дальнейшее развитие массовой оценки в России зависит от того, произойдет ли замена балансовой и инвентаризационной стоимости на рыночную, рассчитанную методом массовой оценки, а также будут ли налог на землю и налог на недвижимость объединены в рамках единого налога на недвижимость. Относительно последней проблемы представитель МЭРТ заметил, что в России сложилась ситуация, при которой здания и сооружения существуют как бы независимо от земельных участков, причем они даже могут быть в собственности разных лиц. Именно эта особенность гражданского оборота РФ, пояснил он, препятствует переходу на единый налог на недвижимость. А.Ивакин считает, что к развитию института массовой оценки следует приступить уже сейчас, необходимо реализовывать пилотные проекты по оценке зданий и сооружений в отдельных регионах, без чего невозможно будет верно определить ставку налогообложения для этого единого налога и закрепить ее в Налоговом кодексе.
   В то же время он сообщил, что из законопроекта о кадастре при его подготовке к третьему чтению была исключена глава, посвященная массовой оценке недвижимости для целей налогообложения, которая прежде в нем была. Однако представитель МЭРТ пояснил, что дело тут не в противлении правительства или Госдумы этим нормам, а в том, что вопросы массовой оценки и вопросы кадастровой оценки, по мнению юристов, должны раскрываться в разных нормативных документах. В связи с этим законопроект о массовой оценке был внесен в Госдуму отдельным документом.
   Давая характеристику этому законопроекту, А.Ивакин сообщил, что в документе прописано определение кадастровой стоимости объекта, которая является рыночной стоимостью и рассчитывается методами массовой оценки. Кроме того, не планируется создавать отдельный институт налоговых оценщиков: законопроектом предусмотрено, что оценку объектов для целей налогообложения будут выполнять профессиональные организации оценщиков, уже действующие на рынке. Также вводится процедура досудебного разрешения споров по результатам массовой оценки. Полномочия заказчиков работ будут переданы субъектам РФ, что позволит разграничить полномочия по оценке с полномочиями по сбору налогов.
   О деятельности правительства Москвы по развитию института массовой оценки рассказал начальник управления оценки собственности Департамента имущества г. Москвы Роман Камаев. Он сообщил, что правительство Москвы сдает в аренду около 26 тыс. объектов, находящихся в собственности города: они в основном относятся к офисным помещениям класса С. Крупные риэлторские оценочные компании традиционно анализируют рынок недвижимости класса А и В, а класс С остается «темной, закрытой площадкой». В связи с этим правительство Москвы с привлечением ведущих научных и исследовательских центров в течение трех лет проводит самостоятельный анализ данного сегмента рынка. Однако, отметил Р.Камаев, так как политика налогообложения, в том числе в сфере недвижимости, является прерогативой федерального уровня, то данное исследование проводится с иными целями. В частности, прорабатываются возможности сделок с недвижимостью и проводится анализ изменений размера арендной платы за объекты недвижимости и определение размера ее ежегодной индексации.
   Также в ходе работы круглого стола поднимался вопрос развития института саморегулирования в сфере оценочной деятельности. Как сообщила директор департамента корпоративного управления МЭРТ Анна Попова, «все готово для быстрого создания и развития саморегулируемых организаций в сфере оценочной деятельности». Так, с 15 июня функционирует орган госвласти, ведущий реестр саморегулируемых организаций. На сегодняшний день одна саморегулируемая организация прошла регистрацию, еще две организации подали документы и в ближайшее время тоже будут зарегистрированы.
   Как отметила А.Попова, перед саморегулируемыми организациями стоит задача по формированию институтов саморегулирования: это создание на базе СРО экспертных советов, которые должны проводить экспертизу отчетов об оценке, формирование системы дисциплинарных комитетов, выстраивание системы надзора со стороны СРО за ее членами. Не менее важная задача – развитие методологии в сфере оценки. Российская система стандартов в оценочной деятельности пока развита в недостаточной степени, поэтому МЭРТ на базе действующего при министерстве экспертного совета в течение нескольких лет работает над развитием таких стандартов. Минэкономразвития считает, что основную роль в формировании таких стандартов должен сыграть Национальный совет по оценочной деятельности, однако даже сейчас, пока он еще не начал работать, необходимо «придать импульс формированию российских стандартов оценки». Экспертным советом при МЭРТ подготовлено три стандарта, которые лягут в основу федеральных стандартов по оценочной деятельности: стандарт №1, закрепляющий общие понятия оценочной деятельности и требования к проведению оценки; стандарт №2, определяющий цели оценки и виды стоимости объектов; стандарт №3, содержащий требования к отчету об оценке. Эти стандарты будут выпущены в ближайшее время в виде приказов МЭРТ, сейчас они направлены на регистрацию в Минюст.
   Кроме того, сообщила А.Попова, новый экспертный совет при МЭРТ, сформированный на квотной основе с участием представителей СРО, научного сообщества в сфере оценки и бизнеса, в ближайшее время начнет разработку стандартов по оценке объектов недвижимости, бизнеса, интеллектуальной собственности, объектов культурного наследия и стандартов массовой оценки.
   Также А.Попова остановилась на проблемах переходного периода в оценочной деятельности, связанного с отменой лицензирования этой сферы. Однако так как орган, ведущий реестр СРО, был создан недавно, было принято решение продлить переходный период на полгода – до 1 января 2008 года. Это было сделано для того, «чтобы не заставлять оценщиков быстро и лихорадочно принимать решение о вступлении в саморегулируемую организацию», пояснила представитель МЭРТ. Законопроект, предусматривающей продление переходного периода, прошел третье чтение в Госдуме и на этой неделе выносится на рассмотрение Совета Федерации.
   Подводя итог своему выступлению, А.Попова отметила высокую степень доверия государства к институту саморегулирования. Она выразила надежду, что «саморегулируемые организации оправдают это доверие и у нас в сфере развития института СРО в области оценки все будет хорошо».
   ИА "Альянс Медиа"