10.12.2009 Кому следует поучиться на ошибках проведения «Большой перерегистрации-2009» 9 декабря Госдума РФ приняла сразу в трех чтениях закон, отменяющий срок переоформления уставных документов ООО до 1 января 2009 года и позволяющий предпринимателям привести их в соответствие с законом при первых изменениях устава. Днем позже, 10 декабря, в Российском государственном торгово-экономическом университете прошел круглый стол, на котором участники провели работу над ошибками проведенной в ажиотажном режиме кампании по перерегистрации всех российских ООО, получившей название ««Большая перерегистрация-2009». Особое внимание было уделено выработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о малом и среднем бизнесе, предотвращающих возможность принимать непродуманные законодательные решения. Именно такие решения и создают возможность «кошмарить» бизнес в разгар кризиса. По мнению автора закона, отменяющего срок проведения перерегистрации, депутата ГД, члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Киры Лукьяновой, установка ограничений по срокам перерегистрации создала нездоровый ажиотаж и среду для коррупции. Как следствие, на конец октября 2009 года необходимые действия по перерегистрации осуществили лишь 7-10% обществ. При этом в России порядка 90% фирм зарегистрировано в форме ООО. К. Лукьянова всячески одобряет принятие ФЗ № 312, так как этот закон решает многие проблемы, связанные с ООО. Например, урегулирование вопросов, связанных с возможностью выхода участников из ООО, нарушающих права и законные интересы не только остающихся участников, но и кредиторов общества. По мнению депутата, единственный недостаток закона – в ограничении по срокам. К. Лукьянова напомнила, что в первом варианте закон, задуманный как антирейдерский, был внесен на рассмотрение ГД РФ еще в 2005 году. Далее по непонятным причинам он три долгих года проходил экспертизу в профильном Комитете по собственности ГД. Причем в изначальном варианте ограничения по срокам не было. ФЗ № 312 был принят 30.12. 2008 года и вступил в силу с 1 июля 2009 года. Согласно изменениям, все ООО в срок до 1 января 2010 года должны были переоформить свои уставные документы. Как отмечает К. Лукьянова, кампания «Большая перерегистрация-2009», проводимая в авральном режиме, работниками налоговых органов проводилась с благой, но уже не антирейдерской целью – очистки рынка от «фирм–нулевок». Печальнее всего, что налоговые органы оказались не готовы к проведению масштабной зачистки рынка. В результате в налоговых инспекциях образовались гигантские очереди. Для малого бизнеса, и без того ослабленного в условиях кризиса, кампания обернулась шоком: отстаиванием тысячных очередей, дорогостоящими консультациями с юристами и риском отказа. Примечательно, что кампания проходила в информационном вакууме. И, как всегда бывает в подобных случаях, выиграли нечистоплотные игроки – фирмы- посредники, которые охотно оказывали помощь в перерегистрации за 15 тыс. рублей. Как считает член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству, не стоит успокаиваться тем, что сегодня все ошибки с принятием одного закона устранены. Нет никаких гарантий, что не будет приняты другие, такие же непродуманные законы, наносящие удар по малому бизнесу. Депутат не стала заниматься поиском виноватых и выяснять «была ли сознательно внесена в закон № 312 коррупционная составляющая или депутатам профильного комитета и антикоррупционной комиссии не хватило времени проработать закон». Главное, сделать выводы на будущее. «Если мы объявили борьбу с коррупцией и снятие административного давления на бизнес, то законы должны тщательно прорабатываться в комитетах и проходить экспертизу в бизнес-сообществе. Было бы полезно ввести запрет на проведение обсуждений законов в профильных комитетах опросным путем, а не на заседаниях. И отказаться от системы срочной проработки законов силами 2-3-х депутатов при безоговорочной поддержке остальных», - заявила К. Лукьянова. Ответственный секретарь общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Леонид Рыжков поддержал ее предложения, отметив, что избавить бизнес от «новогодних подарков» подобных «Большой перерегистрации-2009» можно только при условии, что каждый законопроект, затрагивающий сферу интересов предпринимательства, должен проходить общественную экспертизу, получать согласование в крупнейших бизнес-объединениях, таких как ТПП РФ или ОПОРА РОССИИ. Руководитель Русской правовой службы, эксперт комиссии Парламента Республики Северная Осетия-Алания Тамара Гусова считает: рано делать выводы, что теперь все проблемы с законом № 312 сняты. Она напомнила, что правоприменительная практика выявила существенную недоработку – для перерегистрации так и не были утверждены новые формы. Поэтому налоговики требовали приносить то новые формы, то старые. Сегодня эти формы приняты ФНС, но не утверждены подзаконным актом Правительства РФ. А это значит, что может возникнуть неприятный прецедент для тех, кто уже прошел перерегистрацию. «На усмотрение чиновника документы могут быть признаны действительными или нет. А это создает благоприятную почву для новой волны рейдерства», считает Т. Гусова. ИА "Альянс Медиа" |