15.09.2006 Закон о МБ все еще дискутируется Концепция законопроекта о развитии малого и среднего предпринимательства в России разработана. Однако это вовсе не означает, что сам закон будет не только принят в скором времени, но даже внесен в Госдуму. Сейчас концепция находится на рассмотрении правительства, и после ее утверждения можно будет говорить о законопроекте. Минэкономразвития настроено решительно и намерено максимально быстро выводить проект документа на первое чтение в ГД. Тем не менее дискуссии вокруг законопроекта не утихают: предпринимательские объединения вовсе не уверены в том, что в сегодняшнем виде его можно вносить в Госдуму. Обсуждение концепции законопроекта «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» состоялось в четверг, 14 сентября, в рамках расширенного заседания комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Представила концепцию членам комитета начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Наталья Ларионова. Она напомнила, что 20 июля концепция законопроекта была внесена в Правительство РФ, и на сегодня согласована с основными министерствами: Минфином, Минюстом, Минсельхозом, Минпромэнерго, Минобрнауки. «Это позиция, по которой в настоящий момент всем федеральным министерствам удалось договориться», - отметила Н.Ларионова. Она сообщила, что закон будет носить общий характер, хотя в нем и будут содержаться несколько норм прямого действия. Представитель МЭРТ выразила надежду, что в сентябре эту концепцию удастся рассмотреть на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, и с момента ее официального утверждения можно будет работать над текстом федерального закона. В планах МЭРТ – уже в текущем году внести законопроект в Госдуму и «стремиться к максимально быстрому принятию федерального закона». Н.Ларионова отметила, что прежний 88-ФЗ не соответствует современной структуре федерального законодательства, которое развивается на основе специальных законов. В связи с этим в рамках нового законопроекта будут прописаны только общие принципы развития малого предпринимательства в стране, а конкретные нормы будут сформулированы в специальных законах. Представитель МЭРТ подробно охарактеризовала структуру законопроекта. Так, в нем прописаны принципы государственной политики поддержки малого предпринимательства. В документе пересмотрены и критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Планируется ввести три категории предприятий: микропредприятие, малое и среднее предприятие. Изначально, рассказала Н.Ларионова, разработчики законопроекта стремились полностью соответствовать европейским критериям, но затем был оставлен только один критерий – численность сотрудников. Однако в документе было сделано уточнение: Правительство РФ для реализации каких-либо программ вправе устанавливать дополнительные критерии. По сравнению с критериями ЕС была поднята планка отнесения предприятий к микробизнесу: в документе прописано, что на таких предприятиях должно работать не более 15 человек (в Европе – 10). К малым предприятиям будут относиться компании с численностью сотрудников не более 100 человек. Для отнесения предприятий к среднему бизнесу был использован общеевропейский критерий - 250 человек. Н.Ларионова сообщила, что в тексте закона будут лишь упомянуты те сферы законодательства, в которых государство берет на себя обязательство предусмотреть преференции. Это будут сферы налогообложения, бухгалтерского учета, статистической отчетностью, вопросы, связанные с приватизацией помещений и размещением госзаказа. В концепции заложена возможность существования двух федеральных органов власти в сфере развития малого и среднего бизнеса: органа, осуществляющего нормативно-правовое регулирование данной сферы, и органа, который будет непосредственно отвечать за реализацию программ поддержки предпринимательства. Сейчас обе эти функции выполняет МЭРТ. Кроме того, будет установлено право Правительства РФ распределять полномочия между министерствами и ведомствами в сфере поддержки МСП, также правительство будет наделено правом предусматривать в федеральном бюджете средства на поддержку малого и среднего предпринимательства. «Мы считаем, что необходимо на законодательном уровне заложить основные принципы поддержки малого предпринимательства, которые будут едиными на всей территории РФ», - заявила Н.Ларионова. Должен быть сформирован список субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут исключены из числа бенефициариев поддержки: это, например, кредитные организации, ломбарды, которые по численности сотрудников будут относиться к категории малых и средних предприятий, но не будут обладать правом на получение поддержки. Кроме того, в федеральном законе должен быть прописан небольшой закрытый перечень оснований для отказа в поддержке. К таким основаниям Н.Ларионова отнесла непредоставление необходимых сведений, невыполнение требований, предъявляемых законодательством к малым и средним предприятиям, либо несоответствие критериям отнесения бизнеса в субъектам МСП. Это делается для того, что чтобы не федеральные, ни региональные органы власти не могли по каким-либо иным основаниям отказать предприятиям в предоставлении преференций, пояснила представитель МЭРТ. Также она уверена в необходимости создания реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. «Мы считаем, что должен быть открытый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, которые получают поддержку», - отметила Н.Ларионова. Однако в этом реестре должны содержаться ограниченные сведения о предприятиях: их название, основание для предоставления поддержки и ее направленность. «То есть реестр не позволит использовать информацию в целях недобросовестных и неконкурентных действий», - считает Н.Ларионова. Она подчеркивает, что такой реестр должен быть создан, потому что предприятие, получающее бюджетную поддержку, обладает большей конкурентоспособностью, и другие предприятия должны знать, каким образом расходуются средства бюджета. По словам Н.Ларионовой, в законопроекте предполагается кардинально изменить сложившуюся систему отнесения организаций к объектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса. К таким объектам будут отнесены любые организации, коммерческие и некоммерческие, которые участвуют в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, она считает, что в законе не нужно давать определения различных организаций инфраструктуры поддержки МСП, например, фондов, технопарки, бизнес-инкубаторы и проч. Дело в том, что направления работы таких объектов инфраструктуры еще не до конца сформировались, и есть опасения, что любые определения могут выступить в качестве ограничителя их дальнейшей деятельности. Достаточно указать виды объектов инфраструктуры, считает Н.Ларионова. Также, по ее мнению, необходимо четко определить формы поддержки предпринимательства, их предлагается четыре: финансовая, имущественная, информационная и поддержка внешнеэкономической деятельности. Под финансовой поддержкой понимаются любые компенсации расходов предприятий, предоставление гарантий и поручительств, субсидий и субвенций. Имущественная поддержка предусматривает строительство помещений, предоставление льгот при приватизации или по арендным платежам. Информационная поддержка предполагает создание информационных систем, бесплатное информационное сопровождение деятельности предпринимателей и объектов инфраструктуры. Поддержка ВЭД, отметила Н.Ларионова, носит больше «политический характер»: «Мы как министерство заключаем достаточно большое количество договоров с другими правительствами, уполномоченными органами, и цель этих договоров – политическое содействие продвижению малых предприятий на внешние рынки». Как напомнила представитель МЭРТ, законопроект будет сопровождать пакет законопроектов с поправками в иные законы. Среди законов, в которые будут внесены изменения, Н.Ларионова назвала закон об общих принципах организации местного самоуправления (поправки касаются разделения полномочий между региональными и муниципальными властями); закон о приватизации государственного имущества (отмена обязанности муниципалитетов до 2009 года продать все принадлежащее им имущество, которое они не используют для собственных нужд); Трудовой кодекс; закон о бухгалтерском учете и отчетности; Налоговый кодекс (расширение сферы действия УСН в виде патента, введение понятие семейного бизнеса); закон об обязательном пенсионном страховании (увеличение размера отчислений в Пенсионный фонд). Разработчики законопроекта намерены заручиться поддержкой фракции большинства в Госдуме – «Единой России». Такое заявление в ходе заседания сделал президент МТПП Леонид Говоров. В связи с этим в апреле 2006 года при фракции была создана рабочая группа, которая занялась разработкой предложений по развитию малого предпринимательства в стране. В эту группу вошли 15 человек, среди которых – министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе, президент Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» Виктор Ермаков, председатель Комитета по развитию предпринимательства Московской области Дмитрий Самойленко. Рабочая группа подготовила пакет первоочередных законодательных актов по поддержке малого предпринимательства, которые поддержит «Единая Россия». Среди основных направлений дальнейшей работы Л.Говоров выделил принятие федерального закона о развитии малого предпринимательства; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере применения ККТ; снижение налоговой нагрузки на малое предпринимательства; упрощение отчетности для малого бизнеса; обеспечение для него преимущественного права приватизации; законодательную поддержку микрофинансирования; внесение изменений во вторую часть НК; упрощение порядка исчисления и уплаты ЕНВД; смягчение государственного надзора в сфере малого бизнеса. В ходе обсуждения представленной концепции председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков подчеркнул, что сейчас чрезвычайно важно внести законопроект в Госдуму и пройти процедуру первого чтения. После этого, между первым и вторым чтениями, будет возможность значительно доработать документ и внести в него все необходимые поправки. «Текст сырой, его формулировки еще нигде не утверждены, это только база для обсуждения», - добавил он. Заместитель директора департамента по законодательству ТПП РФ Сергей Васильев в своем заключении на представленную концепцию отметил, что палата полностью ее поддерживает. По его словам, остается дискуссионным лишь вопрос о том, что именно следует относить к объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. «Все остальное мы концептуально поддерживаем», - заявил он. Однако с его оценкой не согласилась президент МА «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова. Прежде всего, отметила она, в этом документе абсолютно не нашли своего отражения предложения РАРМП. Е.Емельянова перечислила ряд принципиальных моментов, которые необходимо учесть до внесения законопроекта на рассмотрение Госдумы. Так, в документе прописано, что «региональные власти могут оказывать поддержку малого предпринимательства», тогда как надо прописать, что они «должны» это делать. Сохраняется и путаница между статистическим понятием «малое предприятие» и теми субъектами, которые имеют право на получение госпомощи. Кроме того, Е.Емельянова не согласна с необходимостью создания реестра малого и среднего предпринимательства. Во-первых, для ведения такого реестра, в котором будет прописана вся оказанная малым предприятиям поддержка, потребуется «целая армия переписчиков». А во-вторых, Е.Емельянова считает неправильным, что из этого реестра можно будет получить сведения о предприятиях, которые, например, получили значительное финансирование из венчурного фонда. «К нему сразу придут», - пояснила она. Также президент МА «Система ММЦ» подчеркнула, что в законопроекте следует говорить не о децентрализации господдержки малого предпринимательства, как это прописано в концепции, а о разграничении полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями. Наконец, Е.Емельянова отметила: «Мы политически поддерживаем экспорт, не хотим ли мы практически поддержать межрегиональные деловые связи?». Ведь именно на этом уровне работает большинство малых предприятий, для которых выход на внешний рынки все-таки остается экзотикой, подчеркнула она. Президент НП «Национальное партнерство развития субконтрактации», глава Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев согласился с Е.Емельяновой в том, что в отношении этого документа возникает огромное количество вопросов, и «совершенно очевидно, что он еще сырой». Например, в законопроекте прописано, что совет по предпринимательству не менее чем на треть должен состоять из собственно предпринимателей, тогда как, уверен А.Киселев, не менее половина членов совета должны быть предпринимателями. Кроме того, по его словам, в перечень форм поддержки малого бизнеса не включена поддержка консультационная, а также оказание помощи в подготовке кадров для малого бизнеса. Он поддержал Е.Емельянову также в том, что реестр малого и среднего предпринимательства создавать не нужно. Однако А.Киселев подчеркнул, что предусмотренная законопроектом трехуровневая схема поддержки, разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями в данной сфере, – «это прекрасно и очень грамотно». Выступивший в ходе заседания представитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Коконин в целом поддержал концепцию законопроекта. Он считает, что документ необходимо принимать за основу для дальнейшей работы. Однако М.Коконин уверен, что в сегодняшней редакции законопроект выводит из сферы предпринимательства, которому может быть оказана государственная поддержка, целый пласт предприятий, «фактически останутся только акционерные общества». Кроме того, он подчеркнул необходимость предусмотреть переходные положения для введения этого закона. По итогам обсуждения было решено, что за основу представленную концепцию принимать можно, чтобы в дальнейшем работать над самим законопроектом. После заседания комментарии по представленной концепции ИА «Альянс Медиа» дал вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин. «Это долгожданный закон, работа над ним идет до неприличия долго». Он отметил, что на сегодняшний день все едины во мнении, что концепцию законопроекта необходимо поддерживать. «В законопроекте есть очень много сырых мест. Идет нормальный рабочий процесс, дискуссии будут и дальше, я в этом ничего страшного не вижу. Главное, что есть понимание, что нужно быстро двигаться вперед», - подчеркнул С.Катырин. Н.Ларионова в своем комментарии отметила, что к разработке законопроекта привлекались общественные объединения предпринимателей: ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА, ряд отраслевых союзов. «Это была совместная работа», - подчеркнула она. По словам представителя МЭРТ, сейчас в России отсутствуют основы государственной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства. «Мы должны дать людям понять, кто отвечает за развитие малого бизнеса, как отвечает, как он обязуется поддерживать малый бизнес. Государство этим законом декларирует, что оно берет на себя обязанности и стремится их выполнять. Это манифест государства, что оно видит свои обязательства перед этим сектором экономики», - пояснила Н.Ларионова. ИА "Альянс Медиа" |