23.09.2009  Кризис не помеха развитию франчайзинга в России

   Даже в период экономического кризиса франчайзинг является весьма перспективным направлением бизнеса, которое нужно всячески поддерживать и развивать – такое мнение высказывали участники круглого стола «Преимущества франчайзинга в условиях кризиса», состоявшегося во вторник в конференц-зале МВЦ «Крокус-Экспо». Среди них были представители органов законодательной власти, общественных организаций, бизнес-сообщества, а также международные консультанты – члены франчайзинговых ассоциаций Великобритании, Испании, Индии и др. стран.
   Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов тезис о том, что развитие направления не останавливается даже в весьма непростое время, подкрепил примерами. Во-первых, многие участники рынка демонстрируют хорошие показатели. По словам А. Борисова, турфирма «Натали-тур», активно работающая в сфере франчайзинга, до конца года откроет 20 дополнительных точек продаж, а к концу 2011 г. планирует довести число своих торговых пунктов до 300. Во-вторых, появляются новые форматы, в частности, «shop&shop», которые быстро распространяются. В связи с этим председатель комитета упомянул пивоваренную компанию «Пятый океан», в которой организована продажа живого пива практически с «пылу-жару». «Они работают уже в 72 городах. У них появились прямые конкуренты, которые имитируют их, а это свидетельствует об успешности формата», - заметил А. Борисов.
   По мнению вице-президента Всероссийской общественной организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Александра Кабанова, франчайзинг – это тот инструмент, с помощью которого даже в трудное время предприятие малого бизнеса может существенно развиться, выйти на новый уровень, перейти в категорию среднего бизнеса.
   Отвечая на вопрос, что в России мешает развиваться франчайзингу более быстрыми темпами, предприниматель, генеральный директор компании «E.M.T.G» Екатерина Сойак заявила, что уровень государственной поддержки этого направления оставляет желать лучшего. А. Борисов сообщил, опираясь на данные ТПП РФ, что в провинции процесс тормозится из-за низкой информированности о франчайзинге как об организации бизнеса, способе продаж. «Индивидуальные предприниматели заняты выживанием. Им не до учебы, но это ошибка», - отметил он. Председатель комитета ТПП также выразил обеспокоенность несовершенством законодательства в части франчайзинга и отсутствием движения в этом направлении. В частности, он озабочен тем, что слово «франзайзинг» не звучало при обсуждении закона о торговле и не упоминается сейчас, при обсуждении стратегии развития розничной торговли.
   А. Кабанов в качестве основного фактора, мешающего развитию направления, назвал недоступность средств для предпринимателей, высокую процентную ставку по кредитам. «В отличие от других стран, где ставку снизили, у нас ее повысили в 2-2,5 раза. Для малого бизнеса ставки доходят до 30%», - подчеркнул он. К слову, международные консультанты поделились информацией о размере ставки по франчайзинговым кредитам в их странах. Выяснилось, что в Испании она составляет 5-6%, в Австрии – 6%, в Великобритании и Индии – 7-8%. Правда, при этом иностранные эксперты указывали, что добиться финансирования франчайзинга у них чрезвычайно сложно. «У нас, поверьте, не легче», - парировала Е. Сойак.
   В ходе заседания прозвучали предложения по поводу того, как изменить ситуацию с франчайзингом к лучшему. В частности, председатель совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Александр Майлер высказал мнение о необходимости совершенствования нормативной базы, коррекции ст.54 Гражданского кодекса РФ. Ответственный секретарь экспертного совета по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Михайличенко сообщил, что комитет планирует рассмотреть поправки в действующий ГК РФ. Парламентарии, по его словам, хотят, во-первых, ввести в гражданское законодательство понятие «франчайзинг», во-вторых, добиться уменьшения регламентации деятельности участников франчайзинговых сделок, а также упрощения регистрации договоров франшизы.
   ИА "Альянс Медиа"