05.11.2008 Москва: столичный бизнес за рубежом представляют Дома Москвы Объединенной коллегией по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы одобрена деятельность Домов Москвы за рубежом, которые работают во взаимодействии с Московским агентством поддержки экспорта и инвестиций (МАПЭИ). В качестве примера такого взаимодействия 5 октября в МТПП была рассмотрена работа Дома Москвы в Риге. Открывая заседание коллегии, президент МТПП Леонид Говоров заявил, что кризисный период мировой экономики требует от московских властей изменения подходов к формированию промышленной политики. «Дешевых денег, понятно, больше не будет, и это еще раз должно говорить нам об усилении контроля эффективности проектов, за которые мы беремся, о конкурентоспособности московских предприятий, которую нужно усиливать, о поддержке экспорта и импортозамещении, между которыми пора поставить знак равенства», - заметил Л.Говоров. Генеральный директор ЗАО «МАПЭИ» Сурен Варданян напомнил, что деятельность МАПЭИ регламентирована стратегией развития промышленности города, принятой в августе 2007 года, и за истекший период агентство предприняло ряд шагов по интеграции создаваемых интернет-порталов, представляющих московскую промышленность иностранным партнерам. «Информационно-аналитическая система «Московской экспортной инициативы» включает в себя портал «Инвестиционные ворота Москвы», портал внешнеторговой информации и системы торгово-промышленных центров в структуре Домов Москвы за рубежом. Все эти ресурсы в рабочем состоянии и находятся в стадии планомерного накопления базы данных. Презентации уже имеющихся возможностей системы состоялись в Женеве, Лондоне и Сеуле», - сообщил С.Варданян. Сегодня система объединена с информационными ресурсами ООН. Что касается Домов Москвы, их всего четыре – в Ереване, Риге, Софии и Севастополе, но их торгово-промышленные центры в состоянии оказывать информационную поддержку московским предприятиям по многим аспектам, в частности, анализируя иностранные рынки на предмет вхождения туда московской промышленности, содействуя проведению выставок, помогая реализовывать инвестиционные проекты, а информационно-аналитическая система в целом предоставляет московским предприятиям весь комплекс маркетинговых услуг, включая рекламно-выставочные и консалтинговые. Предприниматель может ознакомиться в системе не только с 300 тыс. продуктов зарубежных предприятий из 220 стран мира, но и с инвестиционными возможностями этих компаний. Также в системе представлены типовые исследования рынков, которые посетители системы сможет проводить самостоятельно. «Дом Москвы в Риге не только делает регулярные обзор латвийской деловой прессы, но и организует деловые мероприятия. Судя по статистике обращений, московский бизнес заинтересован в создании совместных предприятий, реализации российских товаров через латвийские торговые сети, возможности использования средств европейских инвестиционных фондов для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов на территории Москвы. Московских предпринимателей интересуют, судя по статистике запросов, Иран, Афганистан, Турция, Корея, Нидерланды. Мы завели отдельную рубрику «Вопрос и ответы», в которой на вопросы бизнесменов отвечают специалисты агентства и привлеченные эксперты», - отметил С.Варданян. Таким образом, набор инструментов для продвижения московских товаров на зарубежные рынки, по его словам, сформирован. Он позволяет привлекать иностранные инвестиции, оказывать информационную поддержку московским предприятиям по всем вопросам ВЭД, создавать стратегии выхода на зарубежные рынки. Эти цели и задачи полностью согласованы с федеральной стратегией развития страны до 2020 года, в которой отдельными пунктами заявлено о расширении международной торговли российской машино-технической продукцией, создании комплексной системы поддержки экспорта. «Мы планируем создать реестр административных барьеров, на которые будем обращать внимание как законодателей, так и исполнителей. Нашими первоочередными стратегическими задачами является продвижение российских брендов на мировой рынок, создание положительного имиджа России за рубежом, организация ежегодных экономических форумов на основе частно-государственного партнерства, организация федеральных и региональных институтов поддержки инвестиций по принципу «одного окна». В 2009 году интеграция наших порталов будет завершена. К этому времени количество инновационных отраслей промышленности, размещенных в нашей базе данных, достигнет десяти», - пообещал С.Варданян. Председатель правления МТПП Юрий Котов заметил, что данные, представленные в докладе С.Варданяна, знаменуют лишь самое начало деятельности агентства, и значимые результаты должны появиться не ранее чем через 1,5-2 года. «МАПЭИ не должно скатиться, как многие порталы такого рода, на уровень справочной работы. Предстоит наладить учет помощи, оказываемой агентством предпринимателям. Мы должны «вытащить» из кризисного состояния ведущие стратегические предприятия, а без тщательной подготовки кадров для квалифицированной помощи этого никак не получится. Кроме того, по моим сведениям, на самих московских предприятиях у сотрудников далеко не всегда хватает квалификации для пользования предоставляемой информационными порталами информацией», - заключил Ю.Котов. Начальник информационно-аналитического управления Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Михаил Атрушкевич предложил изменить принципы ведения внутренней статистики московской ВЭД, действующие с 1 января 2008 года. «В соответствии с действующими принципами получается, что Москва стала крупнейшим экспортером нефтегазовой продукции: $141 млрд измеряется сегодня московский экспорт, но нам известно, что доля машинотехнической продукции здесь менее 3%», - заметил М.Атрушкевич. По его словам, в мировой торговле инновационных товаров не больше трети. «Считаю, что деятельность агентства не стоит напрямую увязывать с работой Домов Москвы, которые, помимо экономических задач, решают и культурно-просветительские, где политические интересы часто берут верх над экономикой. Создавать же по Дому Москвы в каждой из двухсот стран-партнеров Москвы нерентабельно», - полагает М.Атрушкевич. Агентству следует, по его мнению, сосредоточиться на кредитной поддержке предприятий и поддержке экспорта инвестиций. Более того, агентство должно принять самое деятельное участие в формировании трехгодичной московской программы поддержки экспорта, для чего теснее работать с торгпредствами России за рубежом. «Судя по конструктивным просьбам, исходящим из московских префектур, требуется организация эффективного консалтинга столичных предприятий, направленного и на поиск конкретных партнеров, и на анализ мировых рынков. От агентства понадобится и правовое сопровождение проектов, и административно-политическая, и финансовая их поддержка», - заключил М.Атрушкевич. Начальник отдела информационных систем Департамента науки и промышленной политики города Москвы Сергей Шайкин выразил несогласие с предложением об исключении Домов Москвы из системы МАПЭИ. «Надо выпустить рекламные буклеты порталов и разослать по конкретным московским предприятиям», - предложил он. Подводя итоги обсуждения, министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы Евгений Пантелеев отметил, что Дома Москвы из системы МАПЭИ исключать, конечно, не стоит, однако надо отдавать себе отчет, что в нынешнем виде они вряд ли сыграют определяющую роль в развитии услуг МАПЭИ. «Будем считать, что новые площадки для представления города мировому экономическому сообществу мы освоили. Заявили о себе. В дальнейшем нужен четкий план действий по освоению открывшихся возможностей и скрупулезное его соблюдение. Предлагаю сегодня одобрить работу МАПЭИ и обсуждать его деятельность каждый год, назначив ближайшим отчетным сроком четвертый квартал 2009 года», - заключил Е.Пантелеев. ИА "Альянс Медиа" |