03.08.2005  Омская область: сельскому бизнесу трудно конкурировать с городским

   В конце июля в Русской Поляне состоялось зональное совещание представителей деловых кругов и властных структур Омска и Омской области. Подобные совещания уже проводились Торгово-промышленной палатой и областным министерством промышленной политики, транспорта и связи в Таре и Исилькуле. На этот раз взоры чиновников и предпринимателей обратились на юг. В бизнес-встрече приняли участие 130 сельских и 45 городских предприятий, а также главы девяти южных районов и представители региональной власти.
   В том, что производство на селе развивать надо, сегодня не сомневается никто. Другое дело, что не всякий продукт будет там востребован. Некоторыми соображениями по поводу того, какой бизнес нужен районам, с участниками совещания поделился заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Алексей Ценев. По его словам, сегодня в районах, также как и в городе, идет активное строительство. При этом все строительные материалы завозятся из Омска, а то и из других областей. «Но ведь у вас здесь есть глина, есть вода. Почему бы вам самим не делать кирпичи? То же самое и со щебнем», - отметил он. Кроме того, замминистра предложил сельчанам самим шить белье и спецодежду для больниц и других социальных объектов, самим сушить лес на газовых сушилках, самим очищать питьевую воду. Тогда, по его мнению, будут созданы рабочие места.
   После того как представители региональной власти обрисовали сельчанам их возможное светлое будущее, слово предоставили районным главам, которые рассказали о своем не самом радужном настоящем. Откровеннее всех было выступление главы Азовского национального округа Бруно Рейтера, который пожаловался, что район губит близость к городу - сельским товаропроизводителям, по его словам, сложно конкурировать с монстрами из областного центра. «У нас был замечательный мясоперерабатывающий цех, который производил замечательные колбаски, - рассказал Бруно Генрихович. - Таких даже в Германии не найдешь». При этом, по его словам, покупателя на них так и не нашли. Раньше эти колбаски покупали рестораны с Тюменского Севера. Но сейчас ситуация резко изменилась, колбаски перестали пользоваться спросом, и цех пришлось закрыть. То же, по утверждению Б. Рейтера, постигло и другие попытки наладить в районе переработку мяса и молока. Он сообщил, что и другое производство рано или поздно перекочевывало в Омск. В качестве примера глава округа привел некую фирму по производству пластиковых окон, которую первоначально немецкие партнеры планировали разместить в Азове, но в итоге перенесли в город. В результате безработица в районе достигла 60%, по сути, кроме врачей, учителей и доярок, по словам Бруно Рейтера, в Азовском округе никто не работает.
   «А ведь их можно было бы научить шить ту же спецодежду или собирать детали для сельхозтехники "отверточным методом", - заявил Б. Рейтер. Он сообщил, что есть много пустующих детских садов, помещения которых можно использовать для налаживания производства.
   Остальные главы районов столь прямолинейно к городским предпринимателям не взывали - у кого-то в селе уже работают омские деньги, кто-то справляется своими силами. Так, например, в Полтавке крупнейшее предприятие района - сыродельный завод - принадлежит владельцу "Бакалеи-сервис" Михаилу Курцаеву, в Русской Поляне несколько крупных хозяйств работает на ОАО "Мельница". А вот в Одесском районе омского бизнеса нет. Но даже несмотря на это близости с Омском местные производители не боятся. По словам главы района Владимира Кальницкого, это удобно. Такой замечательный рынок сбыта под боком. «У нас есть постоянные точки на всех городских рынках и собственный магазин в Омске. И надо сказать, наша продукция там не залеживается», - утверждает В. Кальницкий.
   Впрочем, не все районы столь самодостаточны. И многие из них, вслед за Азовом, были бы не прочь увидеть у себя инвесторов из Омска. Однако заманить городские капиталы в село достаточно проблематично, пока в районах нет четкой инвестиционной программы. Свое решение этой проблемы предложил президент Омского регионального объединения работодателей Александр Третьяков. Совместно с областным правительством его объединение готовит инвестиционные паспорта районов, куда войдет информация о земельном фонде, емкости рынка, существующей производственной базе, объеме производимой сельхозпродукции, стоимости рабочей силы. По мнению авторов этого проекта, взглянув в подобный документ, инвестор легко сможет определить, куда выгоднее вкладывать деньги. И тогда тем районам, у которых с паспортом все в порядке, останется лишь выбирать, чьи капиталы им более по душе.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Коммерческие Вести"