26.10.2009  Нижегородская область: в ТПП обсудили политику регулирования тарифов

   В ТПП Нижегородской области состоялась межрегиональная конференция «Роль современной политики регулирования тарифов и ценообразования в социально-экономическом развитии России». Мероприятие организовано при участии правительства Нижегородской области и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
   Директор департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Владимир Быков отметил, что российское бизнес-сообщество давно высказывало мысль о необходимости создания внятной тарифно-ценовой политики в стране. В настоящее время по поручению Президента РФ Минэкономразвития России разрабатывает концепцию формирования государственной политики цен. Однако этот документ лишь закрепляет существующий механизм и практику формирования цен на тарифы. По словам Владимира Быкова, главная проблема нынешнего механизма заключается в том, что единовременно регулированием тарифов и ценообразованием занимаются порядка 26 ведомств. Существует еще целый ряд проблемных точек. Так, цены на энергоносители являются предметом монопольного регулирования и формируются по принципу «затраты +». При этом никто не осуществляет контроль над этими издержками, не занимается разработкой механизмов их снижения, отсутствуют стимулы к их сокращению. Как результат, цены на тарифы постоянно растут.
   В связи с этим ТПП РФ выступила с инициативой создания концепции по регулированию тарифов и ценообразованию. Документ будет широко обсуждаться на Всероссийской конференции «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России», которая состоится 11 ноября 2009 года в Москве.
   В связи с этим предварительные обсуждения были организованы в регионах России – подобные встречи прошли в Челябинске и Ростове-на-Дону. На площадке ТПП Нижегородской области конференция прошла с привлечением торгово-промышленных палат Приволжского федерального округа, профильных министерств и ведомств регионов, представителей предприятий (организаций) ПФО.
   Презентацию концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в Российской Федерации провел разработчик проекта, д.э.н., профессор, генеральный директор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский. Документ содержит краткую характеристику основных причин сложившегося в стране положения в области ценообразования и предложения по исправлению возникших в этой области негативных явлений.
   Модератором дальнейших обсуждений выступил генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Дмитрий Краснов. Он подчеркнул, что многие вопросы регулирования тарифов и ценообразования требуют принципиального переосмысления, как с точки зрения подходов к предприятиям, так и по отношению к населению, поскольку «рост цен, скажем, на энергоносители, с одной стороны, ведет к неконкурентоспособности наших предприятий, товаропроизводителей, с другой – существенно влияет на качество жизни людей». Генеральный директор ТПП Нижегородской области считает, что ключевым становится вопрос открытости себестоимости той или иной услуги, прозрачности ее структуры.
   В свою очередь помощник Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Муаед Канкулов отметил, что применяемая в настоящее время система воздействия государства на ценообразование не отвечает интересам всех субъектов рынка, а законы и правовые акты в данной сфере не формируют целостной ценовой политики. «Регулирование цен и тарифов на товары субъектов естественных монополий осуществляется, преимущественно, на ведомственном уровне и без должного учета социально-экономических последствий принимаемых решений», - подчеркнул он.
   Руководитель Нижегородского территориального управления Федеральной антимонопольной службы РФ Михаил Теодорович продолжил тему регулирование ценовой и тарифной политики естественных монополий, сосредоточив основное внимание на проблемах тарификации цен на электроэнергию. Г-н Теодорович считает, что одним из первых шагов должно стать перераспределение нагрузки между разными уровнями и слоями бизнеса. Так, представители малого и нижнего слоя среднего предпринимательства говорят о том, что цены на электроэнергию «убивают бизнес». По словам руководителя Нижегородского управления ФАС РФ, предприятия этого уровня платят за электроэнергию до 7 руб. за кВт/ч. Средний слой оценивает ситуацию уже иначе – «у нас есть такая проблема». Крупный бизнес платит по тарифу 2 - максимум 3 руб. за кВт/ч и заявляет о том, что «с этим можно работать».
   Михаил Теодорович подчеркнул, что предпринимательство недовольно, главным образом, не нарушением порядка ценообразования, это единичные дела в практике Нижегородского управления ФАС России, а непосредственно размерами тарифов. «Бизнес говорит о том, что ему не нравится их непрозрачность», - сказал г-н Теодорович.
   «На наш взгляд, система тарификации в электроэнергетике архаична, несправедлива и работает таким образом, что изымает ресурсы, резервы у рынка и перераспределяет их непонятным для государства образом. Как ни странно, в части тарификации в нашем государстве отсутствует вертикаль власти», - продолжил он. По словам Михаила Теодоровича, данная система, безусловно, устарела, поскольку была образована во времена, когда главной целью являлось сохранить энергетику. Руководитель Нижегородского управления ФАС РФ считает, что в настоящее время конструкция и структура тарифов требуют серьезной переработки.
   Предельный уровень тарифов определяется в Москве, а в регионах происходит «нечто». И это «нечто», по словам Михаила Теодоровича, происходит по неким внутренним правилам, которые к тому же еще и нестабильны. Все это лишает бизнес возможности прогнозировать и развивать свою деятельность.
   Старший советник президента Вятской ТПП Леонид Перминов проиллюстрировал эти выводы конкретным примером. Так, в середине мая 2009 года предприниматели Кирова получили счета за электроэнергию за апрель, где тарифы на нерегулируемую часть увеличились в 2,5 раза. Однако ничего исправить было уже нельзя – к этому времени предприятия уже реализовали продукцию, сдали площади в аренду по определенной цене.
   В связи с этим Леонид Перминов озвучил ряд предложения Вятской ТПП по энерготарифам. Ключевым моментом является приостановка действий «Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» с отменой нерегулируемых тарифов в регионах, где доля одного из гарантирующих поставщиков составляет более 50% рынка либо при аффилированности основного гарантирующего поставщика, сетевых и генерирующих компаний. Весь отпуск электроэнергии на таких территориях следует производить по регулируемым ценам.
   Необходимо также законодательно закрепить нормы, по которым изменять цены и условия оплаты энергорсурсов, включая нерегулируемые тарифы, можно не чаще одного раза в год с предупреждением об изменениях за 3 месяца.
   Одно из предложений касается обязательного проведения квалифицированного аудита структуры затрат российских генерирующих и сетевых компаний в сопоставлении с ведущими мировыми энергопроизводителями.
   Кроме того, старший советник президента Вятской ТПП затронул проблему развития малой энергетики – создания станции малых мощностей непосредственно на предприятиях. По его словам, в настоящее время процедура согласования на установку подобных станции затягивается до полутора лет. В связи с этим специалисты Вятской ТПП предлагают включить в государственные программы развитие эффективных генерирующих мощностей помимо атомных, гидро- и тепловых электростанций и упростить процедуру согласования и создания станций малой мощности на предприятиях.
   По итогам обсуждений участники межрегиональной конференции приняли резолюцию, в соответствии с которой намерены обратиться в Правительство Российской Федерации и Государственную думу с просьбой учесть следующие моменты:
   • Регулирование тарифной и ценовой политики необходимо проводить комплексным сочетанием ценовых и неценовых методов.
   • Необходимо создать комплексную эффективную систему воздействия государства на ценообразование немонопольного сектора - гибкими рыночными, а монопольного сектора - жесткими рамочными механизмами.
   • В целях развития положений закона «О естественных монополиях» в части сферы деятельности естественных монополий, описания методов государственного регулирования в переходный период от монопольных к конкурентным рынкам, принять ФЗ «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразования на них».
   • Внести поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие установление прогрессивной шкалы налогообложения в отношении всех доходов, выходящих за рамки законодательно установленного максимального уровня доходности естественных монополий.
   • Внести поправки в действующее законодательство о бухгалтерском учете и аудите, Налоговый кодекс РФ, устанавливающие правила формирования структуры затрат, ответственность аудитора и другие нормы, позволяющие достоверно определить себестоимость и норму прибыли хозяйствующих субъектов.
   • Следует завершить доработку и принятие в течение 2009-2010 гг. полного пакета законодательных правовых актов прямого действия (подобных другим развитым странам, давно функционирующим в новой экономической формации), обеспечивающих защиту равноправных условий всех функционирующих субъектов рынка рыночными инструментами государственной политики.
   • Приостановить действия «Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 г. № 643 с отменой нерегулируемых тарифов в регионах, где доля одного из гарантирующих поставщиков более 50% рынка либо при аффилированности основного гарантирующего поставщика, сетевых и генерирующих компаний. Весь отпуск электроэнергии в этом регионе производить по регулируемым ценам и др.
   Участники конференции также обратятся к Президенту РФ Д. Медведеву с тем, чтобы, учитывая международный опыт, создать единый координационный государственный центр по проведению ценовой политики в монопольном и немонопольном секторах экономики.
   В решении содержится положение обратить пристальное внимание ФАС РФ на принятие необходимых мер по недопущению монополизации региональных рынков, особенно рынков топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, в резолюции говорится о необходимости создания условий для влияния на рыночные цены на региональном уровне.
   ИА "Альянс Медиа"