05.01.2011 Российская индустрия моды пройдет испытание ВТО Как полагают многие аналитики, в результате достижения договоренности между Россией и ЕС по ключевым вопросам гармонизации норм таможенно-тарифного регулирования все препятствия для вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) сняты. Теперь при стабильном раскладе событий уже к концу 2011 года Россия наконец завершит 17-летний процесс вступления в крупнейшую международную торговую организацию. Очевидно, это окажет решающее воздействие на огромное количество отраслей, включая авиационную, деревообрабатывающую, сельскохозяйственную и финансовую сферы. Индустрия моды, казалось бы, не является сферой приоритетных требований ВТО при вступлении и, тем не менее, испытает на себе все последствия такого шага. Во-первых, и это последствие наиболее очевидно, одновременно с расширением торговых возможностей России в мире это приведет к росту конкуренции на рынке готовой одежды, и не все российские игроки смогут перестроиться на новые правила. Если сегодня доля российских производителей готовой одежды достигает 18 %, а обуви – 24 %, то при условии вступления в ВТО в следующем году к 2012 году роль их может снизиться до 12 и 16 % соответственно. Чтобы бороться с этим, российским компаниям придется не только работать над качеством бизнес-процессов и конечной продукции, но и увеличивать маркетинговые расходы на продвижение, что в конечном итоге приведет к снижению рентабельности такой и без того недостаточно привлекательной сферы, как производство, что создаст значительный отток капитала в розничную сферу. С другой стороны, инвестиции в розничную торговлю со стороны резидентов также будут спорными, поскольку эта рентабельная отрасль наиболее вероятно воспользуется подешевевшими «длинными» деньгами западных банков и финансовых институтов, которые также получат доступ на рынок. Для сравнения: сегодня средняя ставка кредитования составляет 20 %, а рентабельность отрасли – около 15 %, в то время как западные банки способны предложить кредиты сроком до 5–10 лет (против 3-5 в России) по ставке 5–10 % в иностранной валюте. В результате упадет спрос на российский капитал в индустрии, что будет стимулировать вывод капитала за рубеж или отказ российских участников от бизнеса в индустрии моды в принципе. Таким образом, сегодня отечественным предприятиям необходимо готовиться к приходу нерезидентов на рынок при почти национальном режиме, чтобы сохранить позиции на рынке. Если сегодня к сильным сторонам резидентов можно отнести административный ресурс, дешевую рабочую силу (в последнее время в силу ослабления рубля и укрепления юаня она дешевле, чем в Китае, но дороже Восточной Европы), дешевые энергетические ресурсы и мягкие экологические требования, то нерезиденты привнесут в индустрию моды свои конкурентные преимущества, такие как большой управленческий опыт и применение современных производственных и управленческих технологий, что в индустрии моды носит эпизодический и исключительный характер, поскольку профессиональный голод и устаревшие производственные технологии – бич российской индустрии моды. При вступлении России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться в связи с обеспечением безопасности международных инвесторов путем эффективной борьбы с коррупцией, в результате «серые» схемы и теневые связи будут обходиться все дороже и риск их возрастет, что осложнит функционирование до 45 % игроков в индустрии моды в стране, основной бизнеса которых являются полулегальные механизмы таможни, логистики, производства и финансирования. Рабочая сила в стране подорожает, поскольку нерезиденты будут готовы предложить высокие зарплаты и получат лучших единственных специалистов, в результате российские игроки могут оказаться в положении, когда будут вынуждены платить заработную плату оставшимся худшим, чтобы не лишиться их. И затронет это не только рабочую силу на уровне швей и закройщиков, но и высококлассных менеджеров, байеров и управленцев. Наконец, усугубятся и экологические требования, что сделает производство во многих регионах России крайне сложным и еще более дорогим. Говоря проще, с вступлением в ВТО индустрия моды утратит те немногие конкурентные преимущества, которыми обладает, так как на поверку они окажутся поверхностными, а нерезиденты станут выходить на первый план – выводить новые бренды на рынок, усиливать присутствие на рынке коммерческой недвижимости, розничной торговли и производства. С другой стороны, не исключено, что это позволит рынку, в очередной раз испытав шок, очиститься, оставить только сильных игроков, способных адаптироваться, и использовать то короткое время до вступления нового режима для активной разработки, адаптации и применения в первую очередь управленческого опыта к креативным решениям российской индустрии моды, обеспечив конкурентные преимущества и нишу на рынке. И самое важное, конечно, не упустить время. Когда Россия станет частью ВТО в конце 2011 года, а в 2012 году наступит замедление производства и стагнация, слишком поздно будет что-либо менять, настанет пора антикризисных мер. А вычерпывать воду ковшиком из лодки – не самый лучший способ противостоять стихии. Особенно когда можно подготовить корабль заранее. ИА "Альянс Медиа" по материалам ТПП-Информ |