02.06.2005 Государство будет поддерживать малый бизнес по-прежнему Сегодня пресс-служба МЭРТ опубликовала доработанный Проект среднесрочной программы социально-экономического развития страны на период до 2008 года. Однако в разделе, озаглавленном «Развитие малого предпринимательства», никаких новшеств не появилось. МЭРТ констатирует, что в 2004 году количество малых предприятий в России составляло 950 тыс., а количество занятых на них – около 8,3 млн. человек, что составляет 17% всех наемных работников. В период до 2003 года количество малых предприятий оставалось неизменным (около 850 тыс.), а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта. В проекте отмечается, что наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3%, объем производства товаров и услуг увеличился на 33% по сравнению с 2003 годом) во многом обусловлена осуществленной в 2003-2004 годах государственной политикой по следующим направлениям: упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна», в течение 5 рабочих дней; введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий; установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход). Отмечая количественный рост предприятий МБ, специалисты МЭРТ с сожалением констатируют, что, «хотя правительство РФ постоянно осуществляло различные меры поддержки, обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличения их вклада в экономику страны не удалось». Отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32% от общего объема производства товаров и услуг), объемы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают второе-третье места (22,8 и 20,9 процентов соответственно), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании ничтожно мала – 1,9%. «Очевидно, что для достижения задачи ускорения темпов экономического роста страны, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и развития инноваций нужно стимулировать создание новых малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики», - говорится в проекте программы. МЭРт отмечает, что к 2004 году действующее законодательство, затрагивающее вопросы поддержки, стимулирования развития малого предпринимательства, не только не содействовало развитию предпринимательства, но и вступило в противоречие с гражданским, налоговым, бюджетным законодательством. Поэтому, чтобы малое предпринимательство стало значимым явлением в экономической и социальной сферах, правительство приняло решение о возобновлении программ поддержки за счет средств федерального бюджета и предусмотрело в бюджете Российской Федерации на 2005 год 1,5 млрд. рублей на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства и поддержку конкурентоспособных проектов. Согласно Среднесрочной программе, основными целями государственной политики в области поддержки малого бизнеса на среднесрочную перспективу являются: создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности; увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства; увеличение вклада малых предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, в численность привлекаемых наемных работников. Государственная политика в области поддержки малого предпринимательства будет строиться на следующих основных принципах: наращивание объемов софинансирования проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса; увеличение доли государственной поддержки малого бизнеса, осуществляемой посредством «институтов развития». Правительство Российской Федерации будет активно привлекать средства регионов и муниципалитетов, формируя различные каналы поддержки. Подобное многообразие уменьшает риски неэффективности реализуемых программ; постепенное расширение предоставления услуг вместо денег. Стимулы к извлечению ренты из взаимодействия с государственными органами существенно ограничиваются, когда предприятиям вместо денежных субсидий предоставляются услуги; разграничение компетенции уровней государственной власти таким образом, чтобы органы власти Российской Федерации осуществляли нормативное правовое регулирование предпринимательской деятельности, субъекты Российской Федерации непосредственно финансировали программы, стимулирующие развитие предпринимательства, а прямая ответственность за состояние малого предпринимательства была возложена на органы власти муниципальных образований. Приоритетами государственной политики поддержки на среднесрочную перспективу станут: содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства; специальные программы поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов; формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования; формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковским учреждениями; обеспечение доступа к нежилым помещениям. Особое внимание будет уделяться вовлечению в активную предпринимательскую деятельность недоиспользованного трудового ресурса таких социальных групп, как молодежь, женщины, безработные, инвалиды. Для решения задачи увеличения числа субъектов малого предпринимательства предлагается: развить систему бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей; сформировать законодательную базу для деятельности семейных предприятий, артелей, промыслов, ремесленников (микропредпринимательство); организовать совместную с представителями предпринимателей работу над стандартами исчисления базовой доходности для единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности, что позволит определить размер эффективной налоговой нагрузки; использовать возможности социальной рекламы для пропаганды предпринимательской деятельности. Формирование программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов будет включать в себя: разработку программы компенсации затрат субъектов малого предпринимательства на преодоление административных барьеров и разрешительных процедур, обуславливающих выход на экспортный рынок; реализацию, с участием субъектов Российской Федерации, программы поддержки сертификации конкурентоспособной продукции (товаров, услуг) на соответствие требованиям международных систем сертификации для формирования банка данных о потенциально способной к экспорту продукции; формирование с участием Торгово-промышленной палаты системы поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе с использованием системы возмещения затрат на участие субъектов малого предпринимательства в международных мероприятиях. Для формирования благоприятных условий и поддержки институтов микрофинансирования предлагается: разработать законодательную базу для активного развития институтов микрофинансирования в форме некоммерческих организаций и кредитных кооперативов; реализовать за счет бюджетных средств программы поддержки организаций микрофинансирования с использованием механизмов гарантирования по кредитам; содействовать международным программам поддержки микрофинансовых организаций, в том числе образовательным программам. При формировании условий для развития кредитования малых предпринимателей банковскими учреждениями предлагается: пересмотреть нормативную правовую базу деятельности кредитных организаций с целью формирования оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства; сформировать систему распределения рисков, с тем, чтобы для субъектов малого предпринимательства с высокими кредитными рисками таковые могли быть понижены посредством государственной финансовой поддержки и распределения части риска на государство. Для решения задачи обеспечения доступа к нежилым помещениям предлагается: обеспечить формирование, поддержание и доступ к сведениям об использовании федерального, государственного и муниципального недвижимого имущества, включая производственные мощности, объекты незавершенного строительства; установить режим наибольшего благоприятствования субъектам малого предпринимательства, использующим федеральное имущество: установить максимальный срок действия арендного договора, ввести принцип обязательной компенсации всех произведенных улучшений; при реализации программы приватизации государственного имущества разработать механизм, который позволит субъектам малого предпринимательства приобрести высвобождаемое имущество: рассрочка платежей, формирование специальных имущественных фондов, малые лоты, система пулов заявок. Кроме того, необходимо осуществить ряд мер по стимулированию спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства путем установления возможности разделения государственного (муниципального) заказа на несколько лотов для обеспечения возможности привлечения СМП к торгам; включения в обязательные условия государственного (муниципального) контракта обязательств по привлечению в качестве субконтрактантов субъектов малого предпринимательства. ИА "Альянс Медиа" |