21.03.2006  В ТПП РФ обсудили проблемы предпринимательства в сфере СМИ и книгоиздания

   17 марта состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания. Вел заседание председатель Комитета, генеральный директор ФГУ «Редакция «Российской газеты» А.Горбенко.
   В работе комитета приняли участие заместитель председателя комитета, заместитель руководителя управления периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Ю.Пуля, председатель Экспертного совета по печатным СМИ, заместитель генерального директора ИД «Профмедиа» Е. Абов, председатель Экспертного совета по распространению периодической печати и книжной торговле, генеральный директор ООО «Агентство «Книга-Сервис, вице-президент Союза издателей и распространителей печатной продукции Э. Гамс, председатель Экспертного совета по экономической и кадровой политике в сфере СМИ, директор Института развития прессы О.Карабанова и другие, а также представители крупных региональных организаций и издательских домов из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Перми, Екатеринбурга, занимающихся распространением печатных СМИ.
   Как сообщает Центр общественных связей и информации ТПП РФ, на обсуждение экспертов, представителей исполнительной власти и бизнеса были вынесены два основных вопроса: 1. «О проблемах сбора и обработки статистической информации по печатным СМИ» (основной докладчик Е. Абов). 2. «Деятельность «ФГУП «Почта России» в подписном сегменте рынка распространения печатной продукции» (основные докладчики Ю. Пуля, Э. Гамс).
   В своем выступлении Е. Абов обратил внимание на серьезные проблемы для развития предпринимательства в сфере печатных СМИ из-за отсутствия достоверных и систематизированных статистических данных о газетах и журналах, находящихся в реальном рыночном обороте.
   Он подчеркнул, что действующая система регистрации, мониторинга и ведения единого реестра печатных СМИ пока еще не позволяет получить всеобъемлющую количественную и качественную информацию об отрасли.
   Отраслевая непрозрачность, в свою очередь, мешает полноценному медиа-планированию и ведет к сокращению рекламной доли печатных СМИ и снижению их конкурентоспособности по сравнению с ТВ, радио, наружной рекламой. По той же причине, в частности, сдерживаются инвестиции в полиграфию и распространение. Все это, в конечном итоге, повышает риски для инвесторов и предпринимателей в издательской сфере.
   Действующий закон о СМИ предусматривает регулярное предоставление издателями информации о своей деятельности, но на практике это требование в должной степени не соблюдается.
   Решение видится как по линии усиления госконтроля за своевременным предоставлением издателями предусмотренных законодательством сведений, так и по линии формирования саморегулируемых структур, которые бы предоставляли рынку объективную информацию для целей медиапланирования в печатных СМИ, а также для текущего бизнес-планирования и анализа инвестиционных проектов в этой области.
   Ю. Пуля в обзоре нынешнего состояния дел на рынке подписки сказал, что сегодня в России благодаря подписке распространяется около 29 % тиражей печатной продукции, около 11 миллирадов экземпляров в целом. Тогда как в США и Канаде аналогичным способом распространяется около 80 процентов печатных изданий. В России же доля подписки постоянно снижается. По мнению Ю. С. Пули, в числе мер, которые смогли бы стабилизировать ситуацию с подпиской, можно рассматривать трансформацию подписки из услуги коммерческой в универсальную, придание ей статуса социально значимой, исключительной услуги, снижение ставки НДС до 5 % на все виды работ, включая подписку на издания, относящиеся к сфере образования, науки, культуры.
   А. Щеголихин обратил внимание на то, что необходимо сформировать модель влияния на подписку в стране, а для того чтобы эта модель была работоспособной – принять соответствующий закон. Прежний институт подписки умер и сейчас новый, но пока что нет даже приемлемого механизма подписки.
   Подводя итоги сказанного, А. Горбенко подчеркнул, что цены на подписку увеличиваются, а качество доставки лучше от этого не становится, до сих пор нет контакта между «Почтой России» и медиа-сообществом.
   Актуальность и своевременность состоявшейся дискуссии отмечалась многими выступающими. Представитель «Почты России» Г. Котов заявил, что «наконец-то появилась площадка – Комитет ТПП РФ, на базе которой можно вести самый широкий диалог с представителями этой сферы бизнеса».
   По итогам работы комитета было решено на основе информации и обмена мнениями о положении дел в подписном сегменте рынка распространения печатной продукции, в том числе и о деятельности ФГУП «Почта России», подготовить «Экспертные предложения Комитета» и довести их до сведения руководства ТПП России, органов исполнительной и законодательной власти.
   Информацию Е. Абова о проблемах сбора и обработки статистической информации по печатным СМИ решено принять к сведению и признать, что отсутствие достоверных, всеобъемлющих и регулярно обновляемых статистических данных о количественном и качественном составе российских печатных СМИ является серьезным препятствием для развития предпринимательской, инвестиционной и рекламной активности в этом сегменте медиа.
   Комитет подготовит обращение в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ, Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия с предложением создать совместную межотраслевую координационную группу с участием представителей Комитета, ГИПП, СИРП и АРПП для выработки в течение двух месяцев практических рекомендаций по налаживанию полноценной системы государственного статистического наблюдения за деятельностью печатных СМИ.
   ИА "Альянс Медиа"