06.07.2006 Региональные ТПП участвуют в совершенствовании НК РФ Региональные торгово-промышленные палаты вносят свой вклад в совершенствование российского законодательства. Так, Вятская ТПП выступила с рядом предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, касающихся некоторых спорных моментов в налогообложении НДС, а также в операциях по лизингу. Предложения палаты по внесению изменений в статьи 146, 149, 259 части II НК РФ были рассмотрены в среду, 5 июля, в ходе третьего заседания рабочей группы при Торгово-промышленной палате РФ по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики. С докладом по данному вопросу выступил главный эксперт департамента по законодательству ТПП РФ Дмитрий Фадеев. Изменением в статью 146 предлагается признать объектом налогообложения НДС добавленную стоимость, создаваемую на стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом оговаривается, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Д.Фадеев назвал это предложение «весьма спорным», так как объектом обложения НДС является не созданная добавленная стоимость, а обороты юридического лица в процессе ее реализации. Однако Д.Фадеев считает, что эту статью можно доработать, уточнив, что понимается под передачей товаров на безвозмездной основе, то есть имеется ли в виду безвозмездная передача товаров, работ и услуг только по тем сделкам, которые являются возмездными в силу Гражданского кодекса РФ, либо же НДС необходимо начислять и по сделкам дарения и безвозмездного пользования. Характеризуя предлагаемые изменения в статью 149 НК, Д.Фадеев напомнил, что в действующей редакции налогообложению не подлежит передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей. Вятская ТПП предлагает два варианта изменения этого положения. В первом случае предлагается вообще вывести из-под налогообложения передачу в рекламных целях товаров (работ, услуг). Такой вариант Д.Фадеев считает «совсем неприемлемым», так как это может повлечь за собой злоупотребления со стороны предпринимателей с большим объемом годовой выручки. Второй вариант изменения предусматривает, что не будет подлежать налогообложению передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), сумма расходов на приобретение (создание) единицы которых не превышает 1% совокупной выручки от их реализации. Этот вариант Д.Фадеев также не считает удачным, так как и в этом случае возможны злоупотребления со стороны предпринимателей, когда при передаче товаров в рекламных целях фирмы будут использовать дорогостоящие товары. Как возможный вариант доработки этой статьи он назвал увеличение предусмотренной суммы в 100 рублей, например, вдвое. Также целесообразно было бы уточнить, включается ли в эту сумму НДС, добавил эксперт ТПП РФ. Статью 259 НК Вятская ТПП предложила дополнить следующим положением: «Лизинговые компании, учитывающие предмет лизинга на своем балансе, вправе начислять и признавать в качестве расхода на амортизацию суммы, пропорциональные суммам арендных (лизинговых) платежей по контракту». Д.Фадеев считает, что эта поправка может привести к определенному ухудшению положения лизинговых компаний, так как стоимость лизингового имущества может в несколько раз превышать сумму лизинговых платежей. В ходе дискуссии высказывались противоположные мнения относительно того, стоит ли признавать в качестве объекта обложения НДС добавленную стоимость. Одно из мнений заключалось в том, что базой НДС должна быть именно добавленная стоимость. Однако большинство участников заседания хотя и признали существование методологической проблемы определения объекта обложения НДС, тем не менее не поддержали предложение Вятской ТПП. Во-первых, в этом случае обложение НДС будет очень трудно контролировать, а во-вторых, при внесении такого изменения появится необходимость перестраивать весь закон. Также участники заседания констатировали, что действительно в настоящее время при распространении в рекламных целях образцов товара происходит практически двойное взимание НДС. Кроме того, отмечался и спорный вопрос, что следует понимать под единицей продукции в данном случае. Участники заседания отмечали, что в предложениях Вятской ТПП были затронуты важные методологические неопределенности НК. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Иванеев высказал мнение министерства относительно предложений региональной палаты. Предложение, касающееся признания в качестве объекта обложения НДС добавленную стоимость, он считает «непринципиальным», так как в данном случае речь идет исключительно о названии, тогда как важно, что именно облагается налогом фактически. Относительно вопроса вывода из-под налогообложения полностью или частично передачи образцов товаров в рекламных целях А.Иванеев признал, что действительно в данном случае возникает двойное налогообложение, однако налогоплательщик сознательно идет на это. Единственным возможным изменением он назвал увеличение стоимости единицы товара, распространяемого в рекламных целях, например, до 500 рублей. «Это вопрос обсуждаемый», - добавил он. Однако, по мнению представителя Минфина, важно разработать четкое финансово-экономическое обоснование этой суммы. А.Иванеев также признал наличие «некоторого противоречия» в статье 295, касающейся лизинговых операций, тем не менее заявил, что Минфин не поддерживает предложение Вятской ТПП относительно этой статьи. В целом участники обсуждения пришли к выводу, что единственное предложение Вятской ТПП, которое может быть рассмотрено в качестве изменений в НК, касается увеличения суммы расходов на приобретение (создание) единицы товаров, распространяемых в рекламных целях. ИА "Альянс Медиа" |