08.07.2009  Поддержка японских МСП в условиях кризиса

   
   В настоящее время в Японии действует примерно 4,2 млн малых и средних предприятий (сектор МСП), в которых занято 27,8 млн человек, что составляет 69% от всего количества занятых в экономике страны. При этом сектор МСП обеспечивает более 53% ВВП страны. На государственном уровне стратегия развития сектора МСП определяется Министерством экономики, торговли и промышленности, в состав которого входит Агентство развития МСП, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью всей национальной инфраструктуры поддержки и развития МСП. В этом информационном материале приводится краткое изложение интервью, данного директором Агентства развития МСП господином Ичиро Такахара (Ichiro Takahara) журналу “Highlighting Japan”.
   Оценка состояния сектора МСП показала, что доля успешных предприятий после финансового кризиса 1998г. начала возрастать с 2002г., однако за последние 11 месяцев их количество начало снижаться. Самый резкий спад на 42% произошел в период с октября по декабрь 2008г., который стал худшим за последние 6 лет и был обусловлен развитием мирового финансово-экономического кризиса. От этого кризиса сильнее всего пострадали предприятия сектора МСП, работавшие на удовлетворение внутреннего спроса. При этом экспортно ориентированные и инновационные МСП оказались более устойчивыми, но и они в последнее время пострадали от резкого подорожания национальной японской валюты и от общего спада в мировой экономике. Мировой финансовый кризис вызвал обвал фондовых рынков, увеличил уровень потребительской неуверенности, снизилась покупательная способность и потребление. Таким образом, условия ведения бизнеса ухудшились не только внутри страны, но и на международных рынках, что в значительной мере сказалось на сокращении японского экспорта, в котором сектор МСП имеет весомое участие.
   Начиная с августа 2008г., правительство страны разрабатывает чрезвычайные меры по борьбе с последствиями этого кризиса в экономике и особенно в сфере малого бизнеса. Основное внимание уделяется оздоровлению и стабилизации финансовых рынков. Ввиду сокращения объёмов продаж в секторе МСП возник острый дефицит оборотных средств у большинства малых предприятий при одновременном сокращении доступа к кредитам. Одним из важнейших средств улучшения этой ситуации является поддержка и расширение системы государственного гарантирования кредитов для нужд МСП. В этой связи возрастающую роль играет активизация деятельности государственной «Корпорации гарантирования кредитов для МСП», которая предоставила на эти цели ¥20 трлн ($ 210 млрд), ещё ¥10 трлн ($ 105 млрд) было выделено государством для поддержки финансовых институтов, кредитующих предприятия сектора МСП. Кроме того, в связи с ухудшением финансовой ситуации в декабре 2008г. государством было дополнительно выделено ¥43 трлн ($ 447 млрд.) в качестве финансовой помощи сектору МСП для поддержания занятости, погашения задолженности по налогам и для обеспечения реализации субконтрактных соглашений, а также для поддержки стартующих предприятий.
   Наряду с этим Агентство развития МСП начало разрабатывать новую политику поддержки МСП, которая включает финансовую, техническую и организационную помощь в развитии новых направлений предпринимательской деятельности, ориентированной на развитие региональных экономик, более эффективное использование природных и вторичных ресурсов, расширение внешнеэкономической деятельности, а также на формирование новой системы оптово-розничной торговли. На региональном и местном уровне существует множество возможностей для развития и дальнейшего совершенствования традиционных технологий в промышленности, сельском хозяйстве и в сфере социальных услуг, включая и расширение туристического обслуживания. Агентство разрабатывает всесторонние меры эффективного использования всех имеющихся ресурсов для поддержки инновационной деятельности в секторе МСП и продвижения на рынки новых продуктов и услуг, одновременно оказывая организационную, техническую, маркетинговую поддержку предпринимателям на местах.
   В век глобализации экономик границы между внутренними и международными рынками постепенно размываются, однако существуют серьёзные барьеры, препятствующие входу японских МСП на зарубежные рынки. Для содействия экспортно-ориентированным японским МСП в выходе на международные рынки Агентство совместно с «Японской организацией поддержки внешней торговли» (Japan External Trade Organization – JETRO), с Торгово-промышленной палатой Японии и с другими организациями активно участвует в проведении международных торговых переговоров.
   В 2009 финансовом году Агентство приступило к развитию системы комплексного обслуживания предпринимателей, предусматривающей улучшение менеджмента и налаживание деловых связей с научно-исследовательскими центрами, экспертными и консультационными службами, кадровыми агентствами и различными организациями рыночной инфраструктуры. Кроме того, при содействии Агентства было открыто 316 региональных центров, в которых занято более 800 экспертов, предлагающих комплекс универсальных услуг для предпринимателей, осуществляя оперативное информационное и деловое взаимодействие научно-технических центров, специализированных организаций и множества квалифицированных специалистов на региональном и местном уровнях. Информационное обслуживание предпринимателей ориентировано, прежде всего, на предоставление консультаций при решении различных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели. Наряду с этим, Агентство через разветвлённую сеть местных отделений инфраструктуры поддержки МСП оказывается помощь в создании и дальнейшем развитии новых предприятий. Проводя эти мероприятия, Агентство активно укрепляет сотрудничество инновационных предприятий сектора МСП крупными предприятиями всех отраслей народного хозяйства, с которыми ранее были затруднены возможности для эффективного взаимодействия. Особое внимание уделяется развитию кооперации между малыми и средними предприятиями смежных видов деятельности в целях более эффективного использования всех имеющихся ресурсов региональных и местных экономик. Это позволит быстрее преодолеть трудности кризисного периода и даст возможность для дальнейшего экономического развития страны.
   Материал подготовлен информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства.
   ИА "Альянс Медиа"