27.10.2005  В ТПП РФ обсудили проблемы создания туристско-рекреационных ОЭЗ

   26 октября в Торгово-промышленной палате РФ прошло заседание комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма и круглый стол на тему «Об изменениях в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» в части правового регулирования туристско-рекреационных особых экономических зон».
   В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной думы РФ, руководители Ростуризма, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, руководители профильных региональных министерств, а также ученые и эксперты.
   Открывая работу заседания, вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков отметил, что развитие туристического бизнеса играет важную роль в экономическом развитии России. «Но как показывает опыт, эта сферы деятельности чрезвычайно сложна, поскольку туристическая деятельность это, прежде всего, работа с людьми. Кроме того, в турбизнесе очень много внутренних противоречий, которые требуют выработки консолидированных позиций со стороны предпринимательского сообщества», - заключил он.
   Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин сообщил, что законопроект о туристско-рекреационных особых экономических зонах разработан в стенах МЭРТ и по инициативе депутатов 10 октября внесен на рассмотрение ГД РФ в качестве поправок в закон об ОЭЗ. По словам Ю. Барзыкина, туристско-рекреационные зоны дополнят технико-внедренческие и промышленно-производственные особые экономические зоны, однако для решения этого вопроса необходимо провести ряд согласований. В частности, 24 октября было подписано соглашение между ТПП РФ и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами в части совершенствования механизма реализации закона о туристско-рекреационных ОЭЗ.
   Ю. Барзыкин сообщил, что туристско-рекреационные зоны в отличие двух других видов ОЭЗ, предполагающих определенную закрытую территорию, могут располагаться в пределах нескольких муниципальных образований. «Практика показывает, что туристические центры – не только межмуниципальные, но и межрегиональные, поэтому ограничить их в единую территорию невозможно», - пояснил он.
   По мнению Ю. Барзыкина, туристско-рекреационные ОЭЗ могут быть более эффективны, чем другие: оборот средств в них происходит быстрее, а срок окупаемости составляет 5-7 лет.
   Ю. Барзыкин подчеркнул, что для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных зон, законопроект предусматривает льготные ставки социального налога в 14%, а также снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, планируется на федеральном уровне освободить резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
   «Набор льгот скуден, но предыдущий опыт показывает, что большой перечень льгот и преференций превращает ОЭЗ в «налоговые дыры», дискредитируя саму идею, поэтому важнее определить механизм реализации закона», - отметил он. Кроме того, нужно решить вопросы «особого администрирования»: снятия административных барьеров, определения особого порядка предпринимательской деятельности на территориях, работы по системе «одного окна» при согласовании проекта, а также проблемы паспортно-визовой политики.
   Но главное, по мнению депутата, что при создании туристско-рекреационной ОЭЗ решается вопрос обустройства инфраструктуры по принципу создания «зеленых площадок» для инвестора, который не должен тратить основные средства на инфраструктуру, а работает только над созданием коммерческого продукта.
   Замруководителя федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаил Рычев назвал туристско-рекреационные зоны инновационным проектом, поскольку проработка этого вопроса потребует усилий от всех заинтересованных сторон, включая агентство. «В современной экономике турбизнес занимает лидирующую роль, являясь третьей по доходности отраслью экономики в мире», - отметил он. Ссылаясь на оценки ВТО, он сообщил, что возможности России позволяют принимать до 40 млн туристов в год, но в реальности несмотря на высокий потенциал на долю России приходится не более 1% от мирового турпотока.
   М. Рычев связывает такой незначительный интерес туристов к России с низким уровнем сервиса и несоответствием цены и качества услуг. «В этой связи создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа может рассматриваться как создание территорий, богатых объектами, притягательными для туристической деятельности и привлечения инвесторов к историко-культурным и природным объектам», - подчеркнул он.
   По словам замруководителя федерального агентства по управлению ОЭЗ, на территории туристско-рекреационных зон допускаются размещение жилищного фонда, разработка месторождений лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных и используемых для профилактики заболеваний.
   Однако проект не предусматривает режим свободной таможенной зоны, а только особый порядок начисления амортизации (перенос части амортизации на будущий налоговый период).
   Директор департамента развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму Анатолий Ушаков подчеркнул важность вопроса таможенных льгот. Он считает необходимым внести в законопроект поправки, предусматривающие освобождение от налоговых пошлин на ввоз необходимого оборудования для строительства гостиниц высокого класса. «Для нас принципиально, чтобы были льготы для оборудования, ввозимого из-за рубежа, - хорошего оборудования, которое позволит повысить качество оказываемых услуг, например, построить не трехзвездочную гостиницу, а пятизвездочную", - высказал свою точку зрения А. Ушаков.
   Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько предложил расширить список преференций для инвестора, и в частности, предоставить таможенные льготы на некоторые виды ресторанного, лифтового и вентиляционного оборудования и систем автномного обеспечения гостиниц.
   В целом он дал высокую оценку законопроекту, который, по, его мнению, позволяет резервировать природные ресурсы и «осваивать их комплексно, чтобы не повторить ошибку освоения Черноморских курортов, которые застраиваются стихийно», - отметил С. Шпилько.
   Юрий Барзыкин заметил, что поправки в закон по таможенным льготам будут внесены ко второму чтению законопроекта, отметив, что в первом чтении законопроект будет рассмотрен в ГД не позднее ноября.
   Тот факт, что проблемы возникнут скорее не с принятием, а реализацией закона подтверждали вступления на заседании круглого стола. По мнению руководителя комитета по туризму Московской области Олега Долженко, необходимо согласовать законопроект с ФЗ № 131, поскольку на сегодняшний день не прописано четко, с кем предприниматель должен договариваться и в какое «единое окно» ему обращаться по поводу проекта: региональное, муниципальное или сразу в несколько муниципальных окон.
   Проректор МГУ Виктор Кружалин отметил, что определение границ ОЭЗ невозможно без участия науки, особенно если будут затронуты межрегиональные и межмуниципальные интересы. Кроме того, по мнению ученого, при освоении природных территорий необходимо учитывать их экологическую емкость. «Мировой опыт показывает, что непродуманная активизация туристической деятельности приводила к деградации среды обитания (как это было в Альпах) и, в результате, к оттоку туристов», - предостерег ученый.
   Руководитель проекта Красная Поляна Владимир Шарафутдинов отметил, что при создании туристических зон необходимо вести контроль за созданием экологически чистого туристического продукта. «Очень важно перенести закон в плоскость реализации. В противном случае нет гарантии, что территорию не займет олигарх, который затопчет как слон весь малый бизнес и не будет заботиться об экологической чистоте в реализации проекта», - отметил он.
   ИА "Альянс Медиа"