16.05.2007  Какой МБ выиграет и проиграет от вступления в ВТО?

   Вступление в ВТО по-разному отразится на малых предприятиях - в зависимости от сферы их деятельности. Кому чего ждать? Свои прогнозы на этот счет дал заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, выступая на пленарном заседании VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий. Она проходит сегодня, 16 мая, в ТПП РФ.
   По словам А.Шаронова, несильно пострадает торговля. Сегодня это самый большой сектор малого и среднего бизнеса, обеспечивающий 72% оборота МБ в России. Членство в ВТО повлечет за собой дополнительные возможности по развитию экспорта, а также снижение закупочных цен вследствие отмены ряда пошлин по истечении переходного периода (как пояснил замминистра, этот период длится в среднем 3-4 года, в редких случаях - до 7 лет).
   Тяжелее придется компаниям, работающим в сфере услуг (7,3% оборота МБ в РФ). "Ожидается существенная конкуренция в части развития маркетинговой составляющей, а это реальная угроза", - отметил А.Шаронов. Правда, легче дело обстоит с предприятиями, работающими в области финансовых и консалтинговых услуг - за счет того, что здесь сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал, считает он.
   Трудно придется производственному бизнесу. Это 12% от общего числа малых предприятий, они обеспечивают 9,5% от общего оборота МБ. Очень незначительную часть из них, по признанию замминистра, можно назвать экспортно ориентированными. Причиной тому - изношенность основных фондов, низкая техническая оснащенность производства, нехватка квалифицированных кадров. "Перспектива здесь - кластеры, промышленные объединения, кооперация. А наша задача как власти - формирование эффективных программ поддержки этого сектора экономики", - подчеркнул А.Шаронов.
   Что касается строительства, где заняты 11,3% всех МП, обеспечивающие 7,6% оборота всего малого бизнеса, - успех их сильно зависит от цен на стройматериалы, транспортные услуги и энергоносители. Приведение этих показателей в соответствие с ценами ВТО может повлечь снижение конкуренции.
   Наконец, сельское хозяйство - самый малочисленный сектор малого бизнеса (менее 3% малых предприятий России работают в этой сфере, обеспечивая менее 1% оборота МБ). По мнению А.Шаронова, в преддверии вступления в ВТО данная область нуждается в ускорении развития льготного лизинга.
   "Эта работа сейчас идет очень активно", - сообщил он.
   Относительно проекта федерального закона о поддержке и развитии малого предпринимательства замминистра доложил, что постоянно проходят совместные совещания с Минфином, где стороны пытаются урегулировать спорные вопросы. Он выразил уверенность, что разногласия будут улажены: "в любом случае, мы сможем обсуждать их даже еще после I чтения законопроекта в Госдуме", - добавил А.Шаронов. Он также подчеркнул, что основные три идеи закона таковы: определение малого и среднего бизнеса; формирование системы преференций и льгот, в том числе в налоговой сфере и при предоставлении помещений; а также декларирование принципа равноправия субъектов МБ при доступе к имеющимся ресурсам.
   В заключение замминистра доложил о том, что в государстве ведется активная работа по поддержке малого предпринимательства: "средств достаточно, порой мы даже испытываем недостаток спроса", - отметил он.
   Сегодня уделяется большое внимание поддержке экспортно ориентированных компаний. Как пояснил докладчик, конкурентоспособные предприятия получают большую прибыль, выплачивают сотрудникам достойную заработую плату, активнее используют банковские ресурсы. Предприятия получают от государства компенсацию затрат на сертификацию, промышленный дизайн, помощь в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности. За последние два года федеральные субсидии на поддержку МП получило большинство регионов РФ; некоторые из них "почувствовали вкус" к развитию малого бизнеса. Как сказал А.Шаронов, в первую очередь это Татарстан, Белгород, Калужская и Рязанская области.
   "Сегодня мы сконцентрировали усилия на завершении процесса вступления России в ВТО. Но расслабляться нельзя - все только начинается; теперь нам предстоит учиться жить в новых условиях. ВТО - не самоцель, в первую очередь это удовлетворение потребностей наших потребителей и нашего бизнеса", - резюмировал заместитель министра.
   ИА "Альянс Медиа"