22.12.2010  ТД "АЛТАН" в будущем году займется продвижением продукции в малые города

   Итогам деятельности в 2010-ом году и перспективам работы на 2011-ый был посвящён традиционный пресс-ланч, устроенный фирмой «АЛТАН» в кафе «Пушкин» 22 декабря.
   Генеральный директор ТД «АЛТАН» Валерий Покорняк отметил, что 2010-ый год для компании в целом оказался неплохим, но цифры прироста оказались всё-таки меньше запланированных: 2008-ой и 2009-ый гг. дали возможность компании сделать гораздо больший рывок.
   «Нас не порадовали наши продажи на cеверо-западе страны, но на юге они оказались вполне удовлетворительными. По сути, торговля в 2010-ом году в связи с принятием закона о торговле была поставлена на дыбы: в торговых сетях пошёл пересмотр договоров, сокрытие бонусов, которые сегодня продолжают существовать в завуалированном виде. Сети боятся прозрачности. Российские распределительные центры тратят на логистику от 6 до 18% оборота, а в мире уже давно – по 1,5%. Сети до сих пор в России возглавляют предприниматели, когда во всем мире ими занимаются специально подготовленные люди другого сословия. Что касается оптовиков, мелкий оптовик – это человек с «Газелью», часто рискующий жизнью для того, чтобы доставить товар до пункта продажи. Он сам покупает и сам реализует товар. Мелкий оптовик – это пахарь. Состояние его зависит от того, насколько сильна в регионе сетевая розница. Не во всяком регионе есть свой «Магнит», и потому в регионах, где сетей практически нет, нужны и мелкие, и крупные оптовики», - пояснил В.Покорняк.
   В законе, по его мнению, «потеряно главное» - покупатель.
   «Фактически, в этом законе огромный слон родил мышь. Отчего бы, спрашивается, России не поступать, как в США, где в чеке указывается местный налог, или как в Европе, где указывается наценка сети? Но ритейл продолжает лоббировать свои позиции. Производителя же никто не спрашивает», - констатировал В.Покорняк.
   По его словам, Правительство РФ в своей аграрной политике слишком часто опаздывает, действует по результату, вдогонку, когда действовать уже поздно.
   «Если бы члены правительства знали, что такое посевная, сбор урожая, они бы сделали вывод, что о ценах нужно начинать беспокоиться в январе, на худой конец в марте, но не позже. Если бы правительство работало на опережение, настроение спекулировать зерном быстро бы испарилось», - убеждён В.Покорняк.
   В целом на рынке сегодня доминируют макароны, крупы явно отстают. Рынок макарон, по наблюдениям В.Покорняка, вырос приблизительно на 12%, и рост этот объясним активностью мукомолов, которым невыгодно хранить у себя муку, поэтому каждая мельница старается закупить макаронную линию.
   «Мы называем это «скрытым сбытом муки». Такая волна на рынке уже была, а сейчас и нынешняя идёт на спад. В 2010-ом году в структуре наших продаж стало еще больше макарон. Идёт несколько смущающий рост продаж макарон марки «Семейный гарнир», которые делаются из муки мягких сортов, так называемой группы «Б», которую охотно потребляет наше население (85% рынка). Я считаю, что макароны вообще нельзя делать из муки – углеводы, содержащиеся в муке мягких сортов, сложнее усваиваются, чем углеводы твёрдых сортов пшеницы, поэтому, когда рост продаж «Семейного гарнира» подобрался к 46%, мы подняли цены, ограничив рост», - рассказал В.Покорняк.
   Впрочем, заметил он, брендом «Семейный гарнир» следует заниматься, то есть всей цепочкой от зерна до готового продукта. Вместе с тем мельницы «АЛТАНа» рассчитаны именно на твёрдые сорта пшеницы. Именно эти сорта пшеницы были вывезены за границу в пореволюционный период и получили распространение в Канаде и других странах.
   Себестоимость переработки зерна мягких сортов несколько ниже. Чем выше температура сушки, тем больше потерь, но сушить при низких температурах нужно дольше. Макаронная линия проста: на протяжении 60 метров идёт формирование (смешивание крупки с водой) изделий, а далее последовательно располагаются две сушилки, где готовые формы находятся по 8-12 часов. При сверхнизких температурах (39 градусов Цельсия) мелкие формы сушатся по 16 часов.
   В начале 1990-х гг. многие отечественные компании закупили итальянские линии для высокотемпературной сушки, разработанные для третьих стран. Линий всего три типа – «короткорезы» выпускают фигурные изделия - «спиральки» или «гребешки», «длиннорезы» - спагетти, третий тип формирует спецформаты. Итальянская матрица макаронных изделий включает 80 типов продукции, российская – 27.
   При одинаковой стоимости линии (приблизительно 1,5 млн евро) нет смысла покупать линию для выпуска спецформатов, потому что продать спецформатов можно до 100 т в месяц, ее окупаемость растягивается на долгие месяцы.
   «Мы однако планируем в будущем году к осени привезти в страну готовые макаронные спецформаты прямо из Италии под нашим брендом. Цены на зерно в Италии и России примерно одинаковые. Однако итальянцы довольно пассивны. Каждой торгово-промышленной палате Италии мы разослали наши предложения, однако отреагировали на них всего 8 палат, а работаем мы сегодня всего с двумя палатами. В группе «Б» (мягкие сорта) наблюдается сегодня настоящая толкотня, а группе «А» (твёрдые сорта) всё спокойно. В сегменте макаронных изделий импорт почти не растёт – разве что на 1-2% в год, но оборону мы пока держим», - сообщил В.Покорняк.
   По его словам, макароны делятся на свежие (прошедшие вместо сушки заморозку) и сухие (прошедшие вместо заморозки сушку).
   «Надо помнить, что чем меньше термическая обработка, тем больше сохраняется в продукте полезных и вкусовых свойств. К сожалению, структура потребления макарон в России еще слишком нецивилизованна. Я уже упоминал о том, что население страны предпочитает макароны из мягких сортов пшеницы. 80% наших потребителей вообще не привязаны к бренду. Макароны являются товаром, на который невозможно «подсесть», как на «кока-колу», - заявил В.Покорняк.
   Прирост присутствия «АЛТАНа» в торговых точках страны в 2010-ом году измеряется 5-ю процентами (в 2009-ом – 26,3%, в 2008-ом – 106,6%). Выручка фирмы в денежном выражении продемонстрировала рост в 6,9%, в натуральном – 4,4%. Это означает, что увеличились продажи более дешёвого сегмента продуктовой линейки.
   «На 2011-ый год мы запланировали рост продаж на 20%. В принципе, есть только два пути такого увеличения – рост среднего чека и количества покупателей. Наши компании предпочитают заниматься вторым, количественным показателем, поскольку заниматься качественным куда сложнее. Здесь надо нащупать «своего» покупателя. Также в будущем году мы будем мотивировать дистрибьюторов на покупку всего ассортимента ТД «АЛТАН», займёмся «малыми городами», в том числе районными центрами, в плане лучшего ознакомления их с нашей продукцией», - заключил В.Покорняк.
   На вопрос «Альянс Медиа», коснулись ли ТД «АЛТАН» меры государственной антикризисной поддержки, В.Покорняк ответил, что от "государства им ничего не надо".
   «Всякая государственная помощь так или иначе сопряжена с коррупцией, «откатами» и взятками. Чтобы этого не видеть, нужно носить какие-то совсем розовые очки. Поэтому мы не участвуем ни в одном государственном тендере. У нас всё своё», - подчеркнул В.Покорняк в заключение.
   ИА "Альянс Медиа"