05.01.2005  United Press International: результаты 2004 года в России – мнения экспертов

   Специализирующийся на российской проблематике аналитик агентства "UPI" Питер Лавелль предложил ряду видных экспертов принять участие в обсуждении некоторых итогов бурного для России 2004 года.
   Влад Собелл, старший экономист исследовательского Института Дайва (Великобритания):
   "В России 2004 год выдался богатым на события – но таковыми были и почти все предыдущие. Идущие в России процессы, в гораздо большей степени, нежели в других странах, находятся "в стадии формирования" и по этой причине страна будет оставаться нестабильной и непредсказуемой еще на протяжении длительного периода времени.
   Россия вынуждена двигаться в неисследованной ранее области одновременно в разных плоскостях. Она впервые в своей истории находится в процессе построения подлинной российской демократии, строит современную рыночную экономику, занимается вопросами перестройки федеральной структуры, а также стремится к переоценке своей роли великой евроазиатской державы. Одновременно с этим на Россию оказывается колоссальное давление – в частности, со стороны чеченских экстремистов и из-за продолжающегося недоверия к ней со стороны Запада.
   Верное решение – будь то в области техники, искусства или общественных институтов – может быть найдено лишь в ходе длительного и мучительного процесса проб и ошибок. Оно не может возникнуть само по себе из ничего, в результате быстрого и четкого выполнения определенного ясно изложенного и подробного плана действий, волшебным образом разработанного при участии Высших сил определенным человеком или даже целым коллективом отдельно взятого НИИ. Подобный процесс неизбежно вызовет нестабильность и неопределенность, пока искомое решение не обретет оптимальную форму, пустит глубокие корни и будет всесторонне испытано на деле. Россия пока далеко отстоит от подобного рубежа.
   Крайне важно, чтобы все мы осознали то сложное положение, в котором в настоящее время находится эта страна, и помогали, а не препятствовали процессу осуществления этой поистине исторической важности задачи. К сожалению, широкие круги аналитиков и журналистов склонны полагать, что нестабильность – это нечто внутренне присущее России и ее культуре; что эта страна не может быть "нормальной" и "цивилизованной" по той простой причине, что это – Россия. Подобное представление о России, как о "стране-загадке со знаком минус" является питательной средой, своего рода духовной матерью русофобии – сознательного или подсознательного представления о том, что до тех пор, пока Россия существует, она будет представлять угрозу для мировой цивилизации.
   Мы можем оказать содействие прогрессу России – и при этом укрепить нашу собственную безопасность и обеспечить себе процветание – отказавшись от иррациональных идей русофобии, рассматривая все извивы и шараханья российской политики как вполне укладывающиеся в русло ясного и рационального истолкования. Подобные объяснения всегда на поверку оказываются очевидными, если проявить готовность отказаться от предубеждений и беспристрастно анализировать ситуацию".
   Эдвард Лозанский, президент Американского университета в Москве:
   "Не вызывает сомнений, что 2004 год не войдет в анналы российской истории как год успешного развития демократии и дальнейшей интеграции с Западом. И двумя главными препятствиями на пути этих процессов в минувшем году стала та крайне неловкая ситуация, в которой Россия оказалась в связи с выборами на Украине, и ее безуспешные попытки обустроить мирную жизнь в Чечне.
   В то же время можно отметить и некоторые положительные моменты, однако по иронии судьбы в их основе лежат инициативы, выдвинутые Вашингтоном. Победа на выборах Дж. Буша-мл., республиканское большинство в Конгрессе, а также назначение известной своими русофильскими настроениями Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) на пост Госсекретаря США предоставляют Москве еще один дополнительный шанс для укрепления стратегического альянса с Соединенными Штатами. В Белом доме продолжают рассчитывать на дружбу с Кремлем, несмотря на яростное давление со стороны антироссийски настроенных СМИ и наличие мощного антипутинского лобби. Республиканское большинство в Конгрессе, скорее всего, не станет настаивать на пересмотре политики Белого дома в отношении России. Вместе с тем трудно сказать, сколь долго Буш сможет отражать нападки на своего кремлевского друга.
   Из этого следует, что, если Путин на самом деле желает выправить осложнившуюся ситуацию, он должен оперативно откликнуться и подтвердить Белому дому свою заинтересованность в продолжении курса на сближение РФ и США, представив реалистичную программу долгосрочного сотрудничества в таких наиважнейших областях, как безопасность и экономика. В связи с этим хотелось бы выразить пожелание, чтобы американские эксперты, ныне занятые жесткой критикой Путина, лучше бы переключились на оказание ему содействия в подготовке подобной программы. Ведь по сути, если окинуть взором нынешнюю российскую политическую сцену, Путин – со всеми его недостатками и просчетами – по всей видимости, является наиболее подходящим человеком для того, чтобы направить Россию навстречу Западу.
   Америка со своей стороны должна играть более конструктивную роль, если она хочет увидеть позитивные сдвиги в России в наступающем 2005 и последующих годах. Мы должны признать за Россией ее законные геополитические интересы и, со своей стороны, выдвинуть выгодные для нее предложения, направленные на укрепление стратегического партнерства и развитие демократии. А пока что большинство россиян, включая даже тех, кто причисляет себя к прозападно настроенным, рассматривают политику США как улицу с односторонним движением, где Россия оказывается в положении страны, делающей одну уступку за другой, и при этом мало что получающей взамен".
   Януш Бугайский, руководитель проекта по Восточной Европе вашингтонского Центра стратегических и международных исследований:
   "Уходящий 2004 год занимает важное место в происходящих процессах эволюции России как наделенного имперскими амбициями полицейского государства. Следующий 2005 год продемонстрирует, насколько жизнестойким окажется подобное государство. После своего "управляемого переизбрания" Владимир Путин усилил работу по централизации власти в государстве и создал некую структуру, представляющую собой смесь лояльного властям капитализма и обновленной ЧК. Подобная стратегия вызвала бурную критику со стороны правительств стран Запада и международных организаций, считающих, что Россия совершает попятное движение от процессов демократизации и соблюдения прав человека. Подобное становится очевидным, если обратить внимание, в частности, на то, что "Freedom House" несколько дней назад понизил рейтинг России с "частично свободной" до "несвободной" страны.
   В предстоящем году Путин окажется в ситуации, когда ему будет все труднее убедить правительства западных держав в том, что придуманная им "управляемая демократия" на самом деле хорошо управляется, и что она вообще является демократией. Разногласия с ЕС по поводу проводимой в России внутренней политики скорее всего обострятся. Западный бизнес, возможно, будет более неохотно вкладывать деньги в российскую экономику, если сохранится тенденция оказания давления на нелояльных "олигархов". Волнения в обществе, вызванные замедлением темпов экономического развития, могут привести к еще большему возрастанию роли и места спецслужб. А вылазки террористов будут использоваться Кремлем в качестве предлога для усиления своего контроля над политической и общественной жизнью в стране.
   В области внешней политики, как убедительно показали недавние события на Украине, Путин продемонстрировал стремление России воссоздать в границах бывшего Советского Союза зону своего влияния. Однако в результате проводимой Путиным политики вместо ожидаемого эффекта появления нового вассала, Украина, наоборот, сблизилась с Западом; заметно ухудшилось отношение руководства ЕС к Москве; насторожилось политическое руководство США, в свое время поставившее неверный диагноз душе Путина; а также заметно воспрянули духом сторонники демократии на всем пространстве СНГ. Таким образом, в 2005 году имперским планам Путина будет суждено пройти новые испытания. Учитывая, что Киев активно выступает за вступление в НАТО, в Молдове пройдут выборы, результаты которых могут привести к конфронтации с ПМР, а Грузия полна решимости вернуть себе утраченные территории, Путин столкнется с новой дилеммой: амбициозные планы и возможности для их осуществления. К несчастью для него, Москва больше не может использовать такие ранее использовавшиеся методы, как оккупация чужой территории, устройство государственных переворотов и гулагов, чтобы склонить своих соседей к повиновению".
   Дональд Дженсен, директор департамента внешних связей на радиостанции Radio Free Europe/Radio Liberty:
   "Я бы не стал называть 2004 год "рубежным". Вместо этого я бы назвал его самым знаменательным годом за все время президентства Владимира Путина. Феноменальный экономический рост России, хотя он по-прежнему впечатляет, начал замедляться. Снижение на этой неделе "Freedom House" рейтинга России отражает продолжающийся процесс ослабления политических прав и гражданских свобод. В стране растет преступность, а демографическая ситуация продолжает ухудшаться.
   Помимо вышеперечисленного, хотелось бы отметить наметившиеся в уходящем году и имеющие принципиальное значение три тенденции.
   Во-первых, в этом году в качестве доминантной политической силы выдвинулись так называемые силовики. Они упрочили свои позиции практически на всех уровнях государственной власти и усилили свой контроль над наиболее важными денежными потоками. И надо сказать, что Путин более внимательно, чем ранее, прислушивается к их мнению.
   Во-вторых, границы власти Путина парадоксальным образом стали более отчетливо видны. Несмотря на проводимую государством жесткую линию, власти не смогли предотвратить трагедию в Беслане. И если Путин может сокрушить и растоптать кого-нибудь вроде Ходорковского, в целом же находящаяся в его распоряжении бюрократическая машина настолько коррумпирована и своенравна, что находится вне сферы эффективного контроля со стороны президента. Более того, некоторым губернатором вовсе не по душе президентский план назначать их на свои места. Я бы в связи с этим хотел подчеркнуть, что то, о чем я сейчас говорю, касается главным образом сопротивлению на местах управлению страной из единого центра, а не организованной оппозиции режиму.
   И, в-третьих, наметились явно выраженные трения в отношениях между Россией и Западом. Тщетные попытки Кремля манипулировать президентскими выборами на Украине - главная причина охлаждения в этих отношениях (замечу при этом в скобках, что трудно себе представить, что подобное фиаско могло бы произойти при ныне отправленном в отставку Александре Волошине, а не силовике, которому эта операция и была поручена). Многих здесь также беспокоит вопрос о том, как российские власти собираются дальше вести дело "Юкоса" и искать пути выхода из чеченского тупика.
   В силу наличия всех вышеназванных тенденций, год 2005 в определенном смысле может стать даже более важным, чем год уходящий. Наметившиеся тенденции облекутся во вполне конкретные формы в результате двух процессов. Во-первых, того, какое влияние окажут народные волнения на Украине на Россию - происходящие на Украине события уже придали смелости российским "демократам". Во-вторых, в связи с планами относительно того, кто станет преемником Путина на посту президента. Не имею никакого представления о том, какие планы имеются у российских политтехнологов в отношении 2008 года, но знаю точно, что им явно необходимо пересмотреть свои сценарии в свете того, что произошло в соседней республике в 2004 году".
   Дейл Херспринг, профессор политологии Канзасского государственного университета, бывший дипломат и моряк:
   "Конечно, в прошедшем году были перемены, но с точки зрения Путина они вряд ли были правильными. Да, Чечня и Беслан попали в заголовки газет, так же, как "Юкос", обуздание губернаторов и его действия в связи с событиями на Украине. Важно то, что Путин перенес все эти события относительно хорошо. Путина можно любить или не любить, но я думаю, что многим западным ученым пора осознать, что он оказался весьма искусным политическим лидером, как в стране, так и за рубежом. Это не тот тип, которого можно ожидать от выходца из КГБ, что лишь доказывает, что мы иногда придаем слишком большое значение прошлому человека.
   Если бы меня попросили предсказать, куда Путин поведет Россию в 2005 году, я бы предположил, что он продолжит путь по той же раздвоенной дороге, по которой идет с 2001 года. Будет продолжено укрепление российского государства, а он, несмотря на авторитарный подход, сохранит популярность в стране - возможно, потому, что он вносит определенную степень порядка, не прибегая к репрессиям прошлого. Наряду с экономикой ключевым вопросом будет, насколько ему удастся приструнить коррупцию.
   Путин вновь покажет себя более хорошим стратегом и тактиком внешней политики, чем его считают на Западе. Несмотря на мрачные предсказания обратного, американо-российские отношения продолжат развиваться в позитивном направлении, тогда как проблемы вокруг Украины отойдут на второй план. Российско-китайские и российско-индийские отношения будут важны, и он будет избегать конфронтации с Западом по поводу Ближнего востока.
   Короче говоря, Путин продолжит доказывать, что у него нет великой стратегии. Вместо этого он останется гибким, недогматичным и прагматичным".
   Гордон Хан, ученый, автор книги "Российская революция для верхов: реформа, переход и революция в падении советского коммунистического режима в 1985-2000":
   "В 2004 Россия завершила свой отход от демократизации и Запада, которые в российском сознании всегда были неразрывно связаны. Более того, президентство Путина оказалось провалом, как с точки зрения демократизации, так и фактического восстановления авторитаризма. Жесткая политика Путина в Чечне и неспособность реформировать силовиков привела к беспрецедентным вспышкам террора летом. Дедемократизация и дефедерализация провоцируют этнический и конфессиональный национализм (исламский и исламистский), что в свою очередь создает небольшую, но тем не менее реальную поддержку чеченским (а также ингушским и кабардинским) террористам на Северном Кавказе. Похожая тенденция может набирать силу в Татарстане и других областях с татарскими общинами. Взгляните на волну арестов подозреваемых в участии в исламской революционной организации "Хизб ут Тахрир", охватившую за последние два месяца восемь регионов, от Волги до центральной Сибири. Российское государство вновь оказалось под угрозой распада в результате возвращения Путина к авторитаризму.
   Попытка создать однопартийную гегемонию и государственный капитализм поставила Россию на дорогу Тайваня и Южной Кореи 1970-х и даже Китая в районе 2000 минус экономическая динамика, но плюс неоимпериалистический авантюризм. Значимой экономической реструктуризации не было, и это дорого обойдется России, когда цены на нефть упадут. Остается вопрос, когда наступит кризис - до или после цикла федеральных выборов в 2007-2008. Если это произойдет незадолго до или во время этого цикла, борьба за власть и/или переворот могут привести к власти темные силы.
   Россия скоро отметит столетний юбилей революции 1905 года, которая ознаменовала первую волну подлинной институциональной демократизации в российской истории. Как и сегодняшняя волна, она была остановлена. Двенадцать лет спустя Россия оказалась в руинах, за чем последовали семьдесят лет смерти и разрушения".
   Николай Петро (Nicolai Petro), профессор политологии, Род-айлендский университет:
   "Сегодня, когда антироссийские настроения снова вошли в моду, стоит вспомнить и о некоторых других событиях, которые произошли в России в 2004 г.
   Судя по показателям первых трех кварталов 2004 г., годовой рост зарплат с учетом инфляции должен составить 13%. Объем потребительских кредитов, выданных российскими банками, который по сравнению с 2000 г. возрос в 17 раз, в 2004 г. увеличился еще в два раза. После многолетней стагнации количество предприятий малого бизнеса в России в этом году возросло на 10%. Прямые иностранные инвестиции за первое полугодие 2004 г. увеличились на 35%.
   В этом году консалтинговая фирма "A.T. Kearny" присвоила России восьмое место в списке стран, наиболее привлекательных для иностранных инвестиций, и первое место с точки зрения перспектив развития розничного бизнеса - впереди Индии и Китая. В ноябре агентство "Fitch", вслед за "Moody"s" повысило кредитный рейтинг России до инвестиционной категории.
   В этом году оценки российских запасов нефти трижды пересматривались в сторону увеличения. Валютные резервы российского Центробанка достигли беспрецедентной величины, превысив 115 миллиардов долларов, а, после того, как федеральный бюджет пять лет подряд сводился с профицитом, даже региональные бюджеты имеют совокупный профицит в 3%.
   Граждане все чаще подают в суд иски на государственных чиновников, и в 80% случаев выигрывают дела. Что же касается возвращения долгов, то двум третям кредиторов в конечном итоге удается добиться в суде полного или частичного удовлетворения своих претензий, причем иностранные фирмы выигрывают подобные дела практически столь же часто, что и российские.
   Одновременно, количество выходящих в России печатных СМИ в этом году достигло рекордной цифры в 47000 названий. Совокупный тираж российских газет превысил 8 миллиардов экземпляров, а журналов – достиг почти 600 миллионов. В 2005 г. объем расходов на рекламу должен возрасти до 5 миллиардов долларов по сравнению с 3 миллиардами в 2003 г.
   В целом, если заглянуть чуть дальше заголовков в новостях, мы увидим, что в 2004 г. у России были как успехи, так и неудачи, и в 2005 г. картина, скорее всего, будет такой же".
   Этан С. Бергер, научный сотрудник Школы дипломатической службы (Вашингтон):
   "Когда президент Владимир Путин был избран на первый президентский срок, он заявил о своем намерении установить в стране "диктатуру закона". Многие сочли, что это означает формирование общества, основанного на верховенстве закона, но с некоторыми ограничениями в области свободного выражения политических взглядов ( в том числе критики системы). Впрочем, считалось, что подобные ограничения призваны способствовать стабильности, и что перед законом все будут равны. Сегодня эта точка зрения представляется наивной.
   Теперь уже ясно, что кампания, развязанная российскими властями против Ходорковского и "ЮКОСа" - это первая попытка силовиков установить контроль над основными природными богатствами России. Большинство россиян рассматривали переизбрание Путина на второй срок как способ ослабить влияние олигархов. Теперь они, судя по всему, обеспокоены тем, что рецентрализация власти оборачивается наделением полномочиями неподотчетных ни перед кем чиновников; то есть, выясняется, что они уже не живут в демократической стране. Суды уже нельзя считать независимыми.
   Путин потерпел серьезные неудачи в Чечне (россияне восприняли теракт в Беслане как свидетельство неспособности государства защитить их, и даже рассказать им правду о событиях) и на Украине. Высокие цены на нефть лишают российское правительство необходимости взглянуть в лицо экономической и политической реальности.
   Что же касается международных отношений, то у правительств других государств все большее беспокойство вызывает целый ряд факторов: во-первых, путинские методы управления, приобретающие все более авторитарный и антидемократический характер; во-вторых, признание того факта, что обещания Путина проводить экономические реформы и бороться с коррупцией не сопровождаются реальными усилиями; в-третьих, неуважение Кремля к суверенитету соседних стран. В историю международных отношений конец 2004 г., возможно, войдет как момент, когда правительства других стран пришли к выводу о нецелесообразности автоматического особого отношения к России, вне зависимости от ее действий.
   Тем не менее, последние заявления г-на Путина, сделанные им в Германии, судя по всему, говорят о его определенной готовности (1) вступить в политический диалог с Европой о будущем Чечни (ранее этот вопрос считался сугубо внутриполитическим), и (2) признание того, что Россия вынуждена будет работать с г-ном Ющенко, если тот будет избран президентом Украины. В отношении Чечни и Украины, где неблагоприятное развитие событий просто неизбежно, политика России, возможно, приобретет большую гибкость (т.е. прагматизм). Это не означает, что Кремль будет проявлять пассивность в защите своих интересов (как он их понимает): просто он будет осуществлять свое политическое влияние и экономическое давление более изощренными способами".
   Айра Строс, координатор от США в Комитете НАТО по Восточной Европе и России:
   "Россия завершает 2004 г. в том же состоянии, что и 1999 г. – она находится на перепутье. Один путь, по которому она пошла после 1999 г., заключается в смягчении экстремистской антизападной риторики и налаживании отношений с Западом. Он ведет к восстановлению отношений на еще более высоком уровне, а во внутриполитическом плане, к возобновлению курса на модернизацию с определенными обнадеживающими перспективами с точки зрения улучшения функционирования государства.
   Второй путь ведет к новой Холодной войне с Западом. Антизападные аргументы безудержно подпитывают друг друга. Россия возвращается к политике двустороннего равновесия в области ядерного устрашения, однако в менее стабильной обстановке, чем прежде; в других областях она способствует "многополярности" мира, компенсируя собственную слабость созданием различных "центров силы", направленных против Запада, даже несмотря на опасность, что в будущем их действия могут угрожать самой России. Среди таких мер можно назвать создание ядерного потенциала Ирана, помощь Китаю, несмотря на опасения россиян, что в результате они могут потерять Дальний Восток, и попытки создания "треугольника" Россия-Индия-Китай – или даже "четырехугольника", включающего еще и Бразилию, учитывая, что у власти там находится популярный президент-"антиимпериалист".
   Путин уже говорил на этом "языке", либо выражая свои подлинные намерения, либо стремясь напугать Запад. Во внутриполитическом плане это означает "закручивание гаек" (по выражению Евгения Примакова) или принятие "контрреволюционных" мер (по определению Глеба Павловского), а также поощрение подобных действий в союзных странах СНГ. В некоторых государствах такая политика может увенчаться успехом, но в других – приведет к дестабилизации. В самой России это сделает режим менее прочным; обвал нефтяных цен, или новые конфликты на Кавказе могут привести к его падению.
   К счастью возможны и промежуточные варианты, например, такой: какое-то время движение будет продолжаться в "антизападном направлении", затем оно замедлится, после чего наступит новый период умеренной политики".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам United Press International