12.11.2003  Среди проблем российского предпринимательства информационно-маркетинговое обеспечение занимает одно из центральных мест

   Вчера в рамках Международной конференции губернаторов, мэров городов России и Европы «Экономическое и финансовое развитие в регионах, городах: опыт России и Европы» прошел круглый стол «Информационно-маркетинговые формы и методы интенсификации международного и межрегионального сотрудничества», организованный Международной ассоциацией «Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)».
   Открывая его, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, председатель Комитета по информационному обеспечению предпринимательства ТПП РФ Александр Иоффе отметил, что эта тема представляется весьма важной: бизнес не имеет четко очерченных границ, поэтому естественно его желание прорываться на новые рынки, устанавливать деловые связи, обмениваться товарами, услугами, подписывать инвестиционные соглашения. Эта тема также чрезвычайно важна для внутрирегионального, межрегионального, международного сотрудничества.
   По словам А. Иоффе, среди проблем развития предпринимательства, которые поднимаются Торгово-промышленной палатой РФ, проблемы информационно-маркетингового обеспечения занимают одно из центральных мест. Наряду с такими общеизвестными проблемами как налогообложение, административные барьеры очень часто предприниматели жалуются именно на недостаток маркетинговой информации.
   С другой стороны, существует много структур, ресурсы которых работают на информационном и маркетинговом пространстве и которые могут предоставить достаточно солидный контент, с тем чтобы помочь бизнесу в расширении его деловых возможностей.
   Выступая на круглом столе, Елена Емельянова, президент МА «Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)», отметила, что при переходе к рыночной экономике разрыв хозяйственных связей между предприятиями и регионами России особенно негативно сказался на малых и средних предприятиях. В отличие от крупных предприятий, у которых есть свои маркетинговые отделы, малые предприятия, даже те, которые переросли рамки своего региона, с трудом находят средства, чтобы выйти на региональные и межрегиональный рынки. Именно поэтому в 1997г. Правительством Москвы была инициирована программа создания Системы межрегиональных маркетинговых центров для того, чтобы соединить российские регионы информационно-маркетинговой цепочкой. В настоящее время Система ММЦ включает 67 центров в российских регионах и 14 – за рубежом.
   По словам Е. Емельяновой, налицо значительная заинтересованность в информационно-маркетинговых услугах представителей крупного, среднего и малого бизнеса зарубежных стран при переносе их технологий, ноу-хау в российские регионы. Отличие Системы ММЦ от деятельности крупных консалтинговых компаний на рынке маркетинга состоит в том, что последние, располагаясь в Москве, имеют агентов в регионах или работают по соглашению с тем или иным региональным агентством, и чаще всего их попытки ограничиваются сбором маркетинговой информации из Москвы. Система ММЦ же – это территориально распределенная структура, которая работает на предприятия малого бизнеса с целью оптимизации их издержек и предоставляет информацию, выходящую за рамки данного региона. Другое отличие Системы ММЦ – это то, что она работает по единым стандартам: ведь не секрет, что информация, собранная в разных форматах, дает раздробленное представление предпринимателю об особенностях каждого региона. Кроме того, система работает по единым расценкам. Она также дает возможность представителям бизнеса составлять бизнес-планы на основе достоверной маркетинговой информации. Значение последнего в совокупности с тесным взаимодействием маркетинговых центров в регионах с региональными и местными властями трудно переоценить при подготовке и реализации инвестиционных проектов.
   Результаты работы Системы ММЦ, по экспертным оценкам, весьма значительные. Точные оценки, по словам Е. Емельяновой, здесь невозможны, поскольку это коммерческая тайна заключивших соглашение сторон. Тем не менее, если говорить о публикуемой Системой ММЦ информации в Интернете – а это достоверные базы данных предприятий, их коммерческие предложения, мониторинг мелкооптовых цен в регионах, инвестиционные предложения из регионов - то число российских и зарубежных компаний, воспользовавшихся информационными услугами Системы ММЦ, составило 130 тыс. по России (по Москве – 30 тыс.). Прямая и косвенная деятельность Системы в области информатизации бизнеса и межрегионального маркетинга содействовала росту товарооборота между малыми предприятиями Москвы и других регионов на сумму более 1,5 млрд руб. Прирост экспортно-импортного товарооборота между предприятиями Москвы и зарубежных стран составил более 13 млн евро за 2002-2003 гг. За это же время привлечение прямых инвестиций в сектор малого и среднего предпринимательства произошло на уровне 8,5 млн евро.
   ИА "Альянс Медиа"