27.11.2007  Рязанская область: более 40 предприятий получили финансовую поддержку

   Лучше всего о положении дел в сфере малого и среднего бизнеса знают сами предприниматели, а также организации, тесно сотрудничающие с ними. Рязанская торгово-промышленная палата — одна из них. Свое мнение по обсуждаемой теме высказала президент РТПП Т. Гусева.
   В.: Какого рода поддержка требуется предпринимателям? Нужна ли она вообще?
   
О.: Нужна-то она нужна, но власть, федеральная в первую очередь, почему-то считает, что требуется финансовая помощь. Разумеется, дополнительные средства лишними не будут, особенно для тех, кто только начинает свою деятельность, но в целом деньги предприниматели могут зарабатывать сами, если им не мешать.
   В.: Тогда назовите хотя бы некоторые факторы, мешающие стабильной работе предпринимателей. Ведь устранение помех - это уже помощь.
   
О.: Избыток контроля тоже бывает помехой. У нас очень много федеральных контролирующих структур и зачастую проверки дублируются. Если проверку провела областная налоговая инспекция, недели через две может прийти районная. Например, один из хлебокомбинатов за год проверялся около 30 раз. Причем из-за некоторых проверок останавливалось производство, что привело к огромным убыткам. Фактически визиты проверяющих органов никак не регулируются. По федеральному законодательству около 20 структур обладают правом проверки бизнеса, но лишь 4 или 5 могут делать это в любое время. Все остальные, по идее, должны наносить визиты раз в год, по графику. Однако этого не происходит.
   В последнее время в торгово-промышленную палату вступает очень много профессиональных объединений. Зачем? Чтобы вести диалоги с властью. Особенно с муниципальной, которая часто работает в закрытом режиме, не советуется c бизнесом, не учитывает их возможности, принимает поспешные решения. Сообщества предпринимателей приходят к нам, чтобы отстаивать и защищать свои интересы. Коллективно это сделать проще.
   На 90 процентов деятельность предпринимателей регулируется федеральным законодательством, и к нему у бизнесменов тоже очень много вопросов. Хотя не скажу, что все плохо. Есть удачные попытки реальной помощи малому и среднему бизнесу, особенно инновационному и экспортно ориентированному. Федералы выделяют на его поддержку и развитие 3 млрд рублей. Наша область присоединилась к федеральной программе по субсидированию малого экспортно ориентированного бизнеса, и более 40 предприятий получили в прошлом году значительные средства на дальнейшее развитие. Торгово-промышленная палата является экспертной организацией в этом процессе, и эту обязанность мы взяли на себя потому, что это прямое финансирование бизнеса. В остальных случаях средства выделяются опосредованно, через фонды.
   На Западе действует отрегулированное законодательство, которое, конечно, поддерживает малый и средний бизнес. Там понимают, что это не только работа людей на себя, на собственный доход, но и производство необходимых материальных ценностей, трудоустройство населения, выплаты налогов. В нашей стране, на мой взгляд, только в Москве положение малого предпринимательства стабильно. В Рязани доход областного бюджета от предпринимательской деятельности составляет около 12 процентов. К тому же в нашем регионе бизнес развивается односторонне: на 95 процентов это торговля. И такой «перекос» - тоже следствие несовершенного законодательства.
   Во всех государствах предпринимательская деятельность приветствуется, а на этапе становления новые компании даже опекаются государством, получая налоговые льготы. В России пока нет понимания того, что предпринимательство - рискованный вид деятельности, и предприниматель за все отвечает своим имуществом. У нас малый и средний бизнес часто существует на свой страх и риск. Я думаю, наши предприниматели такие условия благоприятствования, какими отличаются страны Европы, получат не скоро, но создать нормальную правовую и информационную базу, в которой острая нехватка, упростить организационные вопросы и сделать более доступным финансовое обеспечение можно, в том числе и на региональном уровне.
   В.: Если касаться собственно областной целевой программы, в чем, на ваш взгляд, ее минусы?
   
О.: На мой взгляд, она не во всем отражает реалии жизни и не во всем конкретна. Среди задач и целей, в частности, есть такие: «Повышение эффективности работы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства». Как определить, повысилась она или понизилась? Далее: «Увеличение объема выпуска товаров и услуг малыми предприятиями». Как на это можно повлиять? Программа должна не только провозглашать стимулирование каких-то видов предпринимательской деятельности, но и должна быть четкой, прозрачной и конкретной, чтобы ее можно было просчитать.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Рязанские ведомости"