10.04.2010 Татарстан: малому бизнесу предложили исламскую экономическую модель Возможности и перспективы применения исламской экономической модели к решению финансовых проблем российского малого бизнеса обсудили участники общественных слушаний в Торгово-промышленной палате РТ. При этом приверженцы уверяли скептиков, что главное здесь - это технология, а не вера, и технология эта вполне вписывается в существующее российское законодательство. Скептики, в свою очередь, задавались вопросом, не испортит ли чистое применение технологии чистоту самой идеи. Спор разрешил председатель Ассоцации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин: "Хуже от этого не будет - лишь бы бизнес работал". Типичному отечественному предпринимателю сегодня трудно представить себе, что, например, банк, куда он обратился за кредитом, вдруг проявит понимание и снизит процентную ставку. А если коммерсант все-таки потерпел сокрушительное бизнес-поражение в условиях кризиса, то кредитор не станет забирать у него последнее имущество в счет долгов, да еще с большим дисконтом. О подобном альтруизме со стороны банков предприниматели сегодня могут только мечтать: многие из них, особенно представители среднего и малого бизнеса, в период кризиса ощутили на себе, как легко банки - вчерашние долгосрочные партнеры - сменяют милость на гнев. Между тем, как было озвучено на общественных слушаниях в ТПП РТ, именно принцип распределения прибыли и убытков соответственно экономической ситуации заемщика, а также соблюдение его имущественных прав лежат в основе исламской экономической модели. Как отметил исполнительный директор Татарстанского регионального отделения ОПОРА РОССИИ Артем Наумов, многие из коммерсантов сегодня просто обиделись на своих давних кредиторов и не доверяют традиционному кредитованию. "Общепринятые стандарты финансирования уперлись в потолок, приподнять который достаточно трудно и малоэффективно", - отметил представитель предпринимательского объединения. Наумов напомнил, что государство выделило банкам в совокупности около 3 млрд рублей антикризисной поддержки. При этом объем государственной поддержки малого бизнеса, применительно к масштабам последнего, оказался весьма незначительным. Далее с небольшим ликбезом по преимуществам исламской экономической модели перед традиционной выступили партнеры компании "АНСАР. Финансовые технологии" Ренат Едиханов и Максим Ахмадиев. Выяснилось, что исламское финансирование при всей заявленной докладчиками идеологии всеобщей справедливости носит инвестиционный характер, предполагая в дальнейшем определенную долю в собственности профинансированного бизнеса. Однако для временно проблемного либо начинающего бизнеса звучит очень заманчиво, если его прибыль перераспределят, а не изымут в пользу инвестора, как об этом рассказал Ренат Едиханов. А также в случае коммерческой неудачи не будут накручивать неустойку за каждый день просрочки, а только сообразно сумме ущерба инвестору и без нарушения имущественных прав заемщика, как этим порадовал Максим Ахмадиев. Более того, по словам Ахмадиева, в исламской экономической модели (ИЭМ) в случае залога стороны вправе определять лишь реальную стоимость имущества на момент заключения договора финансирования, а страхование является чем-то вроде нынешних СРО с солидарной ответственностью участников. Но яснее всех ситуацию с обеспечением сделок в ИЭМ прояснил один из пайщиков потребительского кооператива, созданного на принципах ИЭМ и презентованного на слушаниях: "У нас идет снижение рисков за счет жесткого контроля за проектами. Абы кого не финансируем". Возможно ли, что именно исламское финансирование станет панацеей для существенной части российского малого бизнеса? При условии, конечно, если этот бизнес не работает с разного рода фьючерсами, опционами, облигациями и краткосрочными сделками, не имеет дела со свининой, табаком, алкоголем, а его владельцы готовы работать по принципу реального взаимного сотрудничества. Как сообщил председатель Комитета по развитию торгово-экономических отношений со странами Азии и Ближнего Востока ТПП РТ Рустэм Гатауллин, сегодня в России достаточно много желающих принять участие в финансировании по принципам ИЭМ, и среди них не наблюдается превалирование по конфессиональному либо национальному признаку. По словам Гатауллина, подобную инициативу, в частности, со стороны Татарстана, приветствуют зарубежные партнеры из стран исламского мира. Как отмечалось выше, на слушаниях был презентован новый потребительский кооператив, созданный на принципах ИЭМ. Это не первый татарстанский опыт создания финансовой компании в соответствии с требованиями шариата. В 2007-м году с большой помпой был презентован ПИФ "БКС-Фонд Халяль", призванный, как было заявлено, расширить финансовые возможности мусульман. Функции контроля соответствия ИЭМ взяла на себя тогда организация "Зам-Зам+", а вполне светская российская "Брокеркредитсервис" выступила в качестве управляющей компании и должна была предоставлять перечень инвестиционно-привлекательных предприятий. С тех пор о проекте не было слышно. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Время и деньги" |