28.07.2006  Новый алкогольный закон – антинароден

   На прошедшей в «МК» пресс-конференции представители федеральных ведомств Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга обсуждали одну из актуальнейших на сегодня проблем – кризис на российском алкогольном рынке России, произошедший после вступления в силу с 1 июля 2006 года закона № 102-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
   Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир Слепак дал краткие комментарии по оценке ситуации на алкогольном рынке Москвы и Российской Федерации, сказав, что «ситуация требует незамедлительного решения».
   Он отметил, что на заседании объединенной коллегии с участием представителей властных структур Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, состоявшейся 28 сентября 2005 года, прошло обсуждение «катастрофической ситуации в политике, проводимой в отношении алкогольного рынка страны». По его словам, результатом обсуждения стал меморандум, по которому «была дана оценка новому федеральному закону №102-ФЗ (от 21 июля 2005 года) как закону антинародному, не соответствующему ни в каком контексте указаниям Президента Российской Федерации о наведении порядка на алкогольном рынке». В сентябре прошлого года и были отправлены соответствующие обращения в Госдуму, Совет Федераций с тем, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
   В.Слепак сообщил, что независимая комиссия ВТО с участием ТПП РФ признала данный закон несоответствующим главным требованиям Всемирной торговой организации, прежде всего в области защиты прав потребителей и производителей алкогольной продукции. Кроме того, данный закон "не прошел мониториг всемирного права по категории обеспечения контроля продовольственной безопасности".
   В.Слепак сообщил, что закон отменил все действующие рычаги контроля в области регулирования алкогольного рынка, а также требования по проверке качества и безопасности алкогольной продукции. По его сведениям, сегодня контроль за безопасностью спиртосодержащей и алкогольной продукции предложено перенести на субъекты РФ, работающие на алкогольном рынке.
   Также Слепак отметил, что система ЕГАИС, призванная обеспечить контроль за происходящим на алкогольном рынке страны, недоступна для субъектов РФ. Взамен правительством было предложено создать систему декларирования, однако это неэффективная работа, так как «без режима сличения данных заводов-производителей, оптовых и розничных операторов алкогольного рынка получается разрыв».
   Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы высказал мнение о необходимости срочно собрать внеочередное заседание Госдумы для обсуждения действующего закона; создать экспертный совет из специалистов с целью выхода из сложившейся ситуации; вернуть субъектам РФ полномочия, которые забрал федеральный закон в области контроля за безопасностью и качеством алкогольной продукции и аккредитации организаций.
   Николай Архипов, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли г. Санкт-Петербурга, отметил, что ситуация на алкогольном рынке северной столицы сложилась такая же, как и в Москве. «Закон вреден для Российской Федерации, и ничего нового он не принес», – считает Н.Архипов. Он сообщил, что алкоголь в Санкт-Петербурге продается повсюду без учета в ЕГАИС, потому как «никто не объяснил торговцам алкоголем, зачем надо вступать в ЕГАИС». Кроме того, «сложился дефицит бюджетных денег из-за того, что на рынке - бардак», – заключил Н.Архипов.
   Владимир Цыганов, заместитель министра потребительского рынка и услуг Московской области, комментируя ситуацию, высказал мнение, что в связи со сложившимися обстоятельствами необходимо принимать экстренные меры по выработке единой концепции алкогольной политики правительства в России.
   Петр Каныгин, председатель подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, подчеркнул, что закон приняли недоработанным, и он «лоскутно пытается переделить наш алкогольный рынок, ведь на данный момент целостной картины ситуации нет». Результатом действия нового закона стали пустые полки магазинов, дефицит бюджета, дезорганизация работы всего оптого-розничного и импортного звена. «Ситуация катастрофична», - резюмирует П.Каныгин.
   По его словам, алкогольный рынок быстро сокращается, и П.Каныгин прогнозирует, что останется примерно 20% от числа работающих сейчас на российском алкогольном рынке. Основную причину сложившейся ситуации он видит в отсутствии единой системы управления, а также «закон не вошел в действие как надо».
   По его мнению, введенная ЕГАИС – «по сути революционна». «Это новая идеология регулирования и контроля на алкогольном рынке, но постановления правительства по работе и порядку функционирования ЕГАИС до сих пор нет», - говорит П.Каныгин. Неясно, кто является заказчиком этой системы, каково техническое задание по ее разработке, почему не соблюдены ГОСТы по подготовке этой системы, не разработаны механизмы госприемки, тестового режима и многое другое. П.Каныгин убежден, что проблема алкогольного рынка заключена в «проблеме власти»: нет единого органа исполнительной власти, который бы отвечал за реализацию закона. «Это необходимо, потому как алкогольный рынок социально значим, ведь каждое третье преступление совершается на почве алкогольного опьянения», - заключил П.Каныгин.
   Осман Парагульгов, президент НО «Союз участников алкогольного рынка», считает главными причинами проблем на алкогольном рынке отсутствие национальной концепции и единого ведомства при разработке закона; отсутствие координирующего органа, который бы проанализировал негативные последствия реализации закона для секторов и субъектов российской экономики, а также неконсолидированность бизнес-сообщества.
   По его мнению, основными целями закона являются: легализация продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, устранение административных барьеров, защита здоровья населения, увеличение сбора налогов. О.Парагульгов еще раз подчеркнул, что «этот закон не достиг решения ни одной из поставленных задач, не предложил ничего нового». Кроме этого, по словам президента НО «Союз участников алкогольного рынка», произошел сбой в работе ЕГАИС, что еще больше усугубило ситуацию. «В результате бизнес не может выстроить стратегию контроля качества и безопасности алкогольной продукции», - сказал О.Парагульгов.
   Он настаивает, что бизнес-сообществу и субъектам РФ необходимо создать экспертный совет, состоящий из специалистов, работающих в разных секторах алкогольного рынка, с целью выработки единой концепции рынка и принятия объективных решений. О.Парагульгов отметил, что с этой целью лично он и представители НО «Союз участников алкогольного рынка» будут стремиться к консолидации всех виднейших бизнес-объединений России (ТПП РФ, РСПП, Деловой России, ОПОРЫ России, Координационного совета некоммерческих организаций, субъектов РФ).
   Он сообщил, что сегодня руководитель экспертного совета Федеральной таможенной службы, руководитель ФТС Андрей Бельянинов напишет письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором изложит мнение представителей бизнеса, работников таможенных органов по основным вопросам: о необходимости перевести ЕГАИС в режим опытной эксплуатации и не применять к бизнесу санкции за то, что до 1 июля продукция не была предоставлена в ЕГАИС.
   О.Парагульгов настаивает на том, что для выхода из сложившейся на алкогольном рынке ситуации необходимо разработать концепцию совершенствования закона, консолидировать бизнес-сообщество и заставить его разработать кодекс регулирования алкогольного рынка.
   ИА "Альянс Медиа"