29.03.2010  Москва: ММБА успешно содействует сотрудничеству бизнеса и власти

   В последний день марта состоится очередное общее годовое собрание компаний - членов Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА), которую со дня основания возглавляет мэр Москвы Юрий Лужков. В программе форума - выступления Юрия Лужкова, членов исполкома ММБА и представителей, входящих в ассоциацию компаний, подведение итогов работы и определение направлений работы и выборы президента ММБА на ближайшее двухлетие.
   Уже тринадцать лет ММБА успешно содействует представителям ведущих отечественных и зарубежных компаний в налаживании эффективного взаимодействия и плодотворного сотрудничества с государственными органами власти. Эта уникальная ассоциация мультинациональна, она объединяет российские и иностранные, столичные и региональные, крупные и средние и даже небольшие компании, представляя собой практически полный срез делового сообщества Москвы и России. В составе ММБА сегодня 200 компаний, банков и предприятий из 23 стран мира. Подвести итоги работы ассоциации в завершившемся кризисном 2009 году газета попросила первого вице-президента ММБА, министра правительства Москвы Владимира Малышкова.
   В.: Владимир Иванович, ММБА была создана в ноябре 1997 года. Вы можете сравнить ситуацию прошлого года и предыдущих лет. Насколько серьезны произошедшие за эти годы изменения?
   
О.: Конечно, изменилось многое, и произошло немало событий, так или иначе повлиявших на мировую, российскую и московскую экономику. Достаточно сказать, что за тринадцать лет существования ассоциации мы переживаем уже второй серьезный экономический кризис. Первый пришелся на 1998 год, когда ММБА еще не было и года. Поэтому, если сравнивать эти кризисы и то, как мы их переживали, можно сказать, что различия очевидны. Что касается экономической ситуации, то мы видим, что нынешний кризис по своей природе, размаху и длительности совершенно другой, чем кризис десятилетней давности. Другими стали и предприятия, банки, компании - члены ассоциации. Подавляющее большинство из них - лидеры в своих сегментах рынка, это компании с высоким уровнем деловой, финансовой и корпоративной культуры. И нет ничего удивительного в том, что все они успешно преодолели нынешний кризис. Серьезно изменилась и сама ассоциация. Она выросла не только количественно - с 30 до 200 членов, - но и качественно: по масштабу и глубине проводимых мероприятий, по быстроте и эффективности реагирования на обращения компаний-членов. В частности, в 2009 году мы стали свидетелями того, что количество обращений со стороны компаний-членов за помощью, советом, за информацией или защитой выросло значительно по сравнению с 2008-м более спокойным и успешным годом. Это значит, что ММБА нужна, востребована и полезна бизнес-сообществу.
   В.: Каков характер этих обращений, какие проблемы больше всего беспокоят бизнес сегодня?
   
О.: Однозначно на этот вопрос ответить трудно, ведь бизнес у нас в стране неоднороден. Но состав компании - членов ММБА его практически полностью отражает. Из 200 компаний, банков и предприятий примерно одну треть составляют крупные транснациональные корпорации, такие как IBM, Siemens, Procter & Gamble, PepsiCola, Nestle, Unilever, Deloitte & louche, Ernst & Young, крупные банки - BMP Paribas, Sosiete Generale Vostok, Royal Bank of Scotland и так далее. Еще одна треть - это российские компании со штаб-квартирой в Москве: Банк Москвы (один из соучредителей ММБА), «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН», ИФК «Метрополь», «Аэрофлот», «Крокус Интернешнл» и т.д. Наконец, еще одна треть - это российские региональные компании из 32 субъектов Федерации. Как видите, здесь присутствует и иностранный, и российский бизнес; и столичные, и региональные компании; крупные, средние, мелкие и даже микропредприятия, то есть вся палитра предпринимательства страны представлена в ММБА.
   В.: Для крупного иностранного бизнеса нынешний кризис не стал чем-то драматическим?
   
О.: Нет, у большинства из этих компаний огромный опыт преодоления таких циклических и системных кризисов. Кроме того, они привыкли работать с низкой маржой прибыли от 3 до 5 процентов, так что нынешние условия для них практически норма. И не забывайте, что у всех у них есть серьезные финансовые «подушки безопасности» в виде капиталов материнских фирм. Кризис поставил в трудное положение крупный и средний российский бизнес, который попал в тиски, с одной стороны, кредитных обязательств, набранных в предыдущие годы в интересах развития, и резкого снижения внутреннего и внешнего спроса, с другой. Что касается предприятий малого бизнеса, то они работали и развивались преимущественно на собственные средства, поэтому для них сегодня главное - это возможность получения новых заказов и надежда на общее выздоровление экономической активности.
   Собственно, подавляющее большинство обращений от компаний-членов в 2009 году и было обусловлено описанными мной обстоятельствами. Иностранные компании продолжали развитие, приобретали новые активы, сталкивались по ходу работы с необходимостью получать информацию, советы или поддержку по решению административных вопросов. Для российского бизнеса на первый план вышли проблемы реструктуризации долгов, получения новых кредитов, недостатка оборотных средств, не всегда адекватных действий налоговых органов и представителей МВД. По всем этим вопросам мы старались оказывать помощь компаниям, давать рекомендации, организовывать встречи, помогать в подготовке тендерной документации и так далее. Кстати, в этом году ММБА впервые выступила в качестве своеобразного «третейского судьи», улаживая конфликты между отдельными компаниями, возникшие в условиях неплатежей и неопределенности ситуации.
   В.: Это действительно полезная практическая помощь. Как можно стать членом ассоциации? Есть тут какие-то ограничения или особые требования?
   
О.: Формальных ограничений нет, однако мы считаем, что ММБА сегодня - это элитный отряд бизнеса, представленный, как правило, лидерами в своих сегментах рынка. По сути, это и есть первое требование: если вы считаете себя лидером либо намереваетесь им стать и вам нужна для этого поддержка, можете подавать заявление. Хотя это еще не все. Необходимо представить рекомендации либо от действующих членов ММБА, либо от органов власти, либо - для иностранных компаний - от соответствующих дипломатических или консульских представительств. Перед тем как выносить заявку кандидата на заседание исполкома ММБА, мы прибегаем еще и к проверке с помощью служб экономической безопасности города на предмет происхождения капитала, отсутствия налоговых задолженностей. Все это вместе взятое направлено на то, чтобы не был нанесен ущерб престижу самой организации и авторитету ее президента - мэра Москвы Юрия Лужкова, с одной стороны. А с другой - чтобы не нанести урон интересам самих компаний – членов ММБА, которые должны быть уверены в надежности своих партнеров по ассоциации. Именно такой подход к членству отличает ММБА от любых других ассоциативных организаций бизнеса в Москве и России.
   В.: Владимир Иванович, все же ММБА - это организация бизнеса, а вы ведь чиновник... Нет ли здесь противоречия?
   
О.: Хороший вопрос. Именно в этом заключается еще одно отличие нашей ассоциации от других объединений бизнеса. Дело в том, что в исполкоме ММБА, который возглавляет как президент Юрий Лужков, в равной пропорции 50 на 50 представлены люди из различных органов власти и из предпринимательской среды. Причем власть представлена на федеральном уровне - членом Совета Федерации Олегом Толкачевым и депутатом Государственной думы Ильдаром Габдрахмановым; на городском уровне - председателем Мосгордумы Владимиром Платоновым и рядом членов правительства Москвы; на уровне Московской области - министром внешнеэкономических связей Тиграном Карахановым. Бизнес же примерно поровну представлен руководителями российских и иностранных компаний.
   Именно такое равноправное представительство и позволяет нам осуществлять на практике лозунг ассоциации «Бизнес - власть - прямой диалог», который был сформулирован нами более двенадцати лет тому назад. Если сказать честно, то тогда это было не очень своевременно. Реально органам власти такой диалог еще не был нужен, а бизнес к нему не очень был и готов. Надо отдать должное Юрию Лужкову, который уже тогда понял перспективность и выгодность этой идеи для города. Сегодня ведь многие уже понимают, что власти никогда не смогут реализовать большинство своих планов и задумок без реального участия бизнеса. А деловые круги тоже осознали, что нужно учитывать потребности органов власти в собственных бизнес-планах и намерениях по развитию. Отрадно, что диалог у нас получается и регулярным, и открытым, и взаимно полезным. Он идет в ходе заседаний исполкома ММБА, в рамках регулярных встреч с бизнесом городских руководителей, ну и, конечно, на ежегодных годовых общих собраниях компаний - членов ассоциации.
   Кстати, предстоящее собрание будет не только отчетным, но и выборным. Дело в том, что по уставу ММБА президент ассоциации выбирается на два года. Перед каждым таким собранием мы делаем опрос компаний-членов по возможным кандидатурам, но все предыдущие пять раз была только одна кандидатура - Юрий Лужков. Так и на этот раз, будем вносить на голосование его кандидатуру. Уверен, в ходе голосования возражений не будет.
   В.: Владимир Иванович, вы руководите Департаментом потребительского рынка и услуг. Полезна ли в этом качестве вам ассоциация?
   
О.: А как же! В составе ММБА есть и крупные игроки отрасли, такие, например, как Metro и Auchan, и активные отраслевые объединения - Национальная торговая ассоциация, Российский совет торговых центров. Кроме того, несколько лет тому назад я рекомендовал генерального директора ММБА Александра Борисова на пост председателя комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, и департамент активно сотрудничает со всеми перечисленными организациями. В частности, многое было сделано совместно в рамках разработки и обсуждения проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования розничной торговли в РФ».
   Сотрудничество продолжается и в интересах подготовки и проведения крупнейших отраслевых мероприятий, таких как ежегодный международный форум «Торговля в России» или уникальная для России выставка - форум торговых центров «МОЛЛ». Сейчас мы продолжаем совместно необходимую работу по мониторингу только что принятого закона и формулировке предложений по внесению в него изменений. Уже сегодня очевидна необходимость такой работы. Как видите, у ассоциации и у городского правительства много точек соприкосновения. Именно поэтому работает наш лозунг «Бизнес - власть - прямой диалог».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Тверская 13"