01.02.2008  Омская область: ТПП оказывает помощь всем обратившимся предпринимателям

   Более 15 лет на региональном рынке работает Омская торгово-промышленная палата. О принципах работы этого бизнес-объединения, взаимоотношениях с властью и бизнесом, перспективах развития внешнеэкономических связей рассказала президент Омской торгово-промышленной палаты (ТПП) Татьяна Хорошавина.
   В.: ТПП выстроила свои отношения с региональной властью? О.: Да, например, при Омской таможне создан консультативный совет, в работе которого мы участвуем. Мы принимаем участие в работе консультативных советов по предпринимательству при губернаторе Омской области, при мэре Омска.
   В.: Предприниматели не раз высказывали свои претензии к городской власти. Вам труднее работать с мэрией?
   
О.: У нас с городом подписано соглашение о сотрудничестве, мы реализуем совместные проекты. Лет пять назад у нас были проблемы при размещении муниципальных заказов. Теперь договоренности достигнуты: мэрия открыта и каждый предприниматель, который хочет участвовать на муниципальных торгах, может это сделать.
   В городе была проблема с маршруткам. Мэр нашу точку зрения не принял, хотя мы его убеждали, что зреет конфликтная ситуация, что бизнес на маршрутках должен развиваться, что нельзя его уничтожать, потому что люди вложили деньги. Ведь если экономика региона требует, например, внести коррективы в какой-то бизнес, нужно предупредить его за три-пять лет и сказать: не развивайте бизнес в области транспортных услуг, потому что мы сами «закроем» это направление. А когда все предприниматели взяли кредиты, купили «газели», им вдруг заявляют: уходите с рынка! Я считаю, что это было сделано неправильно. Думаю, мэр в душе тоже согласился, что был неправ.
   В.: Как палата работаете с предпринимателями? Чем их завлекаете?
   
О.: Нас интересуют все. Все, кто обращается в палату, помощь получает. Если нужна помощь палаты, приходите, мы все расскажем: как начать дело, куда идти, где взять кредит, под какие проценты. Ведь сейчас можно не только в России взять кредит. Почему у нас на территории Чехия задержалась? Потому что продавать свое оборудование и модернизировать наши предприятия они приехали сразу со своими банками. Банк дает кредит, причем под 3-4 процента. Мы об этих технологиях рассказываем и поясняем, что, если здесь у нас дорогие кредиты, то мы научим вас брать кредиты в других европейских банках, например. Мы приглашаем на семинары, круглые столы, рассказываем о перечне наших услуг и возможностей.
   В.: Может быть, дорого за свои услуги берете?
   
О.: Да нет, не дорого. Прейскурант выставлен на нашем сайте, цены все открыты. Между прочим, практически у всех региональных палат цены одинаковые. Их же ТПП РФ утверждает. Бюджет у нашей палаты небольшой, и мы, в принципе, прибыли не имеем. У нас работает около 50 человек персонала.
   В.: Чем вы отличаетесь от других региональных палат?
   
О.: В Сибирском федеральном округе, а мы все поддерживаем между собой тесные связи, лучшими из шестнадцати являются Омская, Алтайская и Кузбасская ТПП. Можно сравнить по членской базе, объему и ассортименту услуг, по соответствию принятой системе стандартов. Мы приблизились к европейскому стилю оказания услуг. Упомянутые три палаты были первыми аккредитованы в системе ТПП РФ, они поддерживают очень высокий имидж, их ценит бизнес.
   Хорошо, если бы все палаты общепринятые форматы выполняли одинаково качественно: приехал бизнесмен в другой регион, пришел в местную палату и получил такую же помощь. К нам приходит, к примеру, молодой директор челябинской фирмы и говорит: помогите сделать мою презентацию, потому что я хочу выйти на ваш рынок, но не знаю ваши предприятия. Мы его направляем на презентацию, куда приглашаем предпринимателей, человек двадцать-тридцать, не больше. Он через два дня делает то, на что потратил бы неделю.
   В.: В чем конкурентные преимущества Омской ТПП?
   
О.: Мы – лидеры среди региональных ТПП в реализации проектов по внешнеэкономическим связям. В чем наше достижение? В том, что мы первые в системе российских ТПП разработали методику проведения таких мероприятий и утвердили в ТПП РФ. Мы шаг за шагом перенесли европейский формат в нашу действительность, и досконально прописали, как выходить на другие рынки. Ведь это же не просто: приехали, поучаствовали в мероприятии и все. Нужно заранее представлять себе всю процедуру, вплоть до подписания контракта. Наша методика приобрела значение стандарта и разослана по другим региональным палатам. Таково наше ноу-хау. Но опять-таки хочу подчеркнуть, что все региональные палаты должны быть одинакового уровня, чтобы предприниматель, приехав в любой регион, получил в ТПП полный формат услуг. У нас в палате внедрена и уже более пяти лет успешно работает система менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО, что позволяет нам, во-первых, на равных вести диалог с западными партнерами, во-вторых, это гарантия международного качества оказываемых нами деловых услуг.
   В.: Вступил в силу Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Что, на Ваш взгляд, там важного и полезного?
   
О.: Прежде всего, хочу отметить, что новый закон – это плод многолетнего труда Торгово-промышленной палаты РФ по его разработке и продвижению. Сегодня без развития среднего класса невозможно прийти к устойчивому развитию регионов России. Если в странах с развитой экономикой малый бизнес дает до 80 процентов национального дохода, то в России этот показатель в несколько раз меньше – от 13 до17 процентов.
   Ключевая статья закона — «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В новой трактовке субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать определенным условиям. Средняя численность работников предприятия не должна превышать предельные значения: от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий, до 100 человек включительно – для малых предприятий. И среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.
   В статьях закона №17 и 18 определены условия поддержки малого и среднего предпринимательства – финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержка в области подготовки и квалификации кадров, инноваций, поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и так далее. Всего в законе 27 статей, и каждая из них достаточно содержательна и в то же время требует комментариев, показывающих связь с другими законодательными документами, ориентирующими предпринимателей на полноценное использование и применение этого документа на практике.
   Закон предполагает создание системы фондов поддержки малого бизнеса. В настоящее время начинается большая работа по формированию государственной поддержки малого бизнеса, которая в конечном итоге должна создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса. Мы уже провели первое организационное совещание, где наметили программу мероприятий, связанных и с федеральным законом, и с проведением «Года предпринимателя » в Омской области.
   В.: Ваше бизнес-объединение – крупнейшее в регионе. Как растет база членов Омской ТПП?
   
О.: Мы прирастаем по сто членов в год: самое большое пополнение было в прошлом и позапрошлом годах.
   В.: За годы существования Омской ТПП в ее устав вносились существенные изменения?
   
О.: Существенные нет, потому что у нас есть федеральный закон о ТПП, в соответствии с которым федеральная и, соответственно, региональные палаты приняли свои уставы. Сейчас мы прорабатываем возможность принятия областного закона о ТПП, чтобы усилить роль палаты в регионе. Раз мы уже на крыле, то можем обратиться к власти с просьбой передать нам некоторые функции, где нас уже можно считать профессионалами. Скажем, организацию внешнеэкономических и межрегиональных связей. Такой опыт в России уже есть: к примеру, в Кемеровской области Кузбасской ТПП такие функции переданы. Добавлю, что в европейских странах услуги по деловому образованию практически полностью делегированы палатам. Сообщает газета «Коммерческие вести».
   ИА "Альянс Медиа"