01.11.2004 Один из результатов налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на экономику В понедельник, 1 ноября, в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ состоялся Всероссийский форум по налогообложению. Выступившая в ходе конгресса член Комитета по бюджету Совета Федерации Татьяна Попова провела анализ налоговой политики РФ. По ее словам, в этой области при общих изменениях налоговой системы России 2001-2002 годов были достигнуты положительные результаты: унификация и систематизация налогового законодательства, отмена ряда местных налогов, замена их на отчисления от регулирующих, ликвидация зон с особым налоговым режимом. В 2003-2004 годы шла борьба с внутренними оффшорами. В это же время наблюдается и бегство капитала. Процесс этот на сегодняшний день усиливается. В 2005 год, по словам Т.Поповой, произойдет сокращение компетенции регионов по налоговым полномочий, унификация налогового законодательства, его систематизация. Практически по всем федеральным налогам, отметила она, закончился процесс реформирования. Одним из основных результатов налоговой реформы, по словам Т.Поповой, является наблюдаемое год от года снижение налоговой нагрузки на экономику, в 2004 год, по прогнозам Минфина, она планируется на уровне 29,4% ВВП. Однако Т.Попова считает, что уровень этой нагрузки будет немного выше (30-31%). Также одним из результатов налоговой реформы стало упрощение налоговой системы. Число налогов и сборов сократилось с 50 до 15 налогов и 3 специальных налоговых режимов. Т.Попова отметила, что произошли и структурные изменения налоговой системы. На уровне федерального бюджета основные изменения сводятся к следующему: снизилась доля НДС, что связано с проблемами по администрированию налога. Член Комитета по бюджету СФ не поддерживает введение НДС-счетов, так как в этом случае проблемы будут решаться за счет налогоплательщиков, а эта задача должна решаться за счет государства. В этом отношении переход к электронной системе счетов-фактур представляется более целесообразным. Одновременно, считает Т.Попова, необходимо пересмотр системы льготных ставок, чтобы предотвратить игру со ставками. Как отметила Т.Попова, существенные источники поступления средств в бюджеты субъектов федерации - налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Оба этих налога – федеральные, возможности улучшения администрирования на региональном уровне отсутствуют, поэтому основное внимание субъектов федерации сосредоточено на налоге на имущество организаций. Более чем в 47 субъектах введена пониженная ставка этого налога для инвесторов. Тем самым субъекты конкурируют за инвестиции. С точки зрения доходности для субъектов федерации имеют наибольшее значение НДФЛ и налог на прибыль организаций. Субъекты федерации используют как методы добросовестной конкуренции, так и недобросовестной для повышения собираемости этих налогов. В числе методов недобросовестной конкуренции - стимулирование налогового агента (заключение соглашения с работодателем о легализации зарплаты). Стимулирование налогоплательщиков к легализации доходов – это метод более добросовестной конкуренции между субъектами федерации. В плане повышения доходов от налога на прибыль организации методом недобросовестной конкуренции является создание «центров» получения прибыли в регионах путем личной договоренности с вертикально интегрированными компаниями; методом добросовестной конкуренции в этом случае будет развитие налоговой базы, изменение законодательства (уплата налога по месту получения прибыли). Т.Попова сообщила, что основными инструментами регулирования налоговой политики субъектов федерации являются ставка налога на прибыль (конкурентная ставка, возврат налогоплательщику ранее уплаченного налога с помощью субсидий); налог на имущество организаций (пониженная ставка, льготы для инвесторов); ЕНВД (пониженный коэффициент). ИА "Альянс Медиа" |