25.11.2005  Многие новации закона о развитии МП не удастся реализовать

   "Вопрос о необходимости принятия закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не только назрел, но и перезрел", - такое заявление сделал директор департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров 24 ноября в Совете Федерации на девятом заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. На заседании рассматривался вопрос «О работе по Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
   А. Шаров рассказал об основных изменениях в законе. Первое – установлены новые критерии численности субъектов малого предпринимательства, приближенные к европейским: микропредприятие - до 15 человек, малое предприятие - до 50, среднее - не более 250. В законе прописаны функции федеральных органов по развитию малого предпринимательства (МП), поскольку это не должен быть вопрос только одного органа власти. «Все ведомства должны иметь целевые программы по развитию малого бизнеса, и это должно входить в сводный доклад правительства. Чиновники должны отчитываться и за выполнение программ, и новый закон отвечает этим требованиям», - пояснил А. Шаров.
   По его словам, в законе впервые сформулированы принципы поддержки предпринимательства: это равный доступ всех организаций, заявительный порядок, а также открытость, публичность принятия решений по поддержке МП. Кроме того, в законе подробно прописаны основания для отказа в поддержке.
   Новацией закона, подчеркнул А. Шаров, также является наличие сводного федерального и сводных регионального и муниципального реестров всех субъектов МП, которые получают поддержку. «Реестр носит заявительный характер, и позволяет отсекать ситуацию, когда одно и тоже предприятие получает поддержку из разных фондов на одни и те же цели», - пояснил глава департамента МЭРТ.
   Он отметил также важность либерального подхода в законе к проблеме создания инфраструктур поддержки МП. Инфраструктурой, по новому закону, может быть любая организация, которая участвует в программах поддержки, с любой организационной формой - государственной, муниципальной и частной. «На наш взгляд, такой подход позволит дать импульс развитию инфраструктур поддержки и выстроить систему преференций для подобной структуры на региональном уровне», - пояснил А. Шаров.
   Также в законе прописаны три основные формы финансовой поддержки МП: компенсация расходов МП и инфраструктуры поддержки, предоставление гарантий и поручительств, предоставление субсидий и субвенций.
   В законе, по словам А. Шарова, прописаны особенности правого регулирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства - "это особые режимы, стимулирующие развитие малого бизнеса, в т.ч. доступ к приватизации муниципального имущества".
   При этом А. Шаров подчеркнул: «Мы не предлагаем погружать в закон все пожелания малого бизнеса – о специальном налоговом режиме, льготах по приватизации и т. д. Эту проблему необходимо решать комплексно, с принятием поправок в соответствующие законопроекты. Сам закон должен нести рамочный характер».
   Впрочем, отметил глава департамента МЭРТ, общий рамочный закон сам по себе не удовлетворит ни министерство, ни предпринимательское сообщество. Поэтому предлагается вносить закон в ГД вместе с поправками в другие законы, т.е. подготовить пакет законов, который значительно улучшит положение МП по ряду направлений.
   В частности, необходимо внесение поправок в закон о приватизации государственного муниципального имущества, предусматривающих снижение суммы задатка в два раза для добросовестных арендаторов и увеличение срока рассрочки выкупа имущества до 3-х лет. «И если в рамочном законе прописан особый налоговый режим, значит, необходимо прописать эти нормы в Налоговом кодексе РФ. Если речь идет об упрощенном порядке статистической отчетности для тех, кто перешел на ЕНВД, такой же, как для "упрощенки", необходимо внести соответствующие поправки в закон о бухгалтерском учете», - пояснил А. Шаров.
   Вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин в своем выступлении отметил, что в целом текст нового закона получил положительную оценку, и ТПП РФ готова поддержать принятие закона. «Но судя по откликам с мест и из региональных ТПП, есть "давление" со стороны предпринимателей, которые считают необходимым все нормы закона, касающиеся поддержки МП, прописать как нормы прямого действия в законе», - пояснил он. По мнению С. Катырина, необходимо все-таки поддержать рамочный закон, поскольку даже в таком формате он позволяет осуществлять адресную поддержку малых предприятий. Касаясь поправок в другие законы, он отметил, что большинство откликов с мест касаются не основного закона, а поправок в другие законы, поэтому их необходимо оперативно доработать. «Но такой революционный подход к решению проблемы вряд ли будет понят депутатами ГД», - заключил он.
   Важные замечания в ходе обсуждения высказал президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе. Он отметил, что в законе необходимо конституировать понятие ремесленничества как составляющую часть малого предпринимательства. Это послужит дополнительным толчком к разработке специализированной законодательной базы поддержки и развития ремесленничества как на федеральном, так и на региональном уровнях.
   Кроме того, А. Иоффе поделился своими опасениями по созданию реестра субъектов МП, получающих поддержку, особенно в вопросе финансовой поддержки. «Если учесть, что в законе нет ограничений по общедоступности реестра, то мы делаем "публичную наводку" на те предприятия, которые получили финансовую помощь. Не уверен, что это целесообразно в условиях сегодняшний криминогенной обстановки», - пояснил он.
   Кроме того, по его мнению, создание советов по малому и среднему предпринимательству на разных уровнях власти предусматривает, что в совете должно быть не менее одной трети предпринимателей. Правильнее, считает А. Иоффе, – пятьдесят на пятьдесят. «В состав Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы не входит ни один чиновник, и в этом есть логика: не надо ставить чиновника в сложное положение», - пояснил А. Иоффе. По его мнению, главное – конкретизировать деятельность советов в системе власти: советы должны активно участвовать в принятии решений власти на местах, а все акты, касающиеся МБ, должны проходить согласование в советах.
   А. Шаров, комментируя эти замечания, отметил, что в ближайшее время МЭРТ возьмет на себя разработку отдельного закона о ремесленничестве и будет отвечать за проведение этого закона и внесение его в ГД. "Что касается пакета поправок в другие законодаетельные акты, то мы готовы к сотрудничеству по этому вопросу. Но надо помнить, что многое мы не сможем провести через правительство. И в этом вопросе роль ФС, депутатов и сенаторов в проведении более радикальных мер по поддержке малого предпринимательства очень высока», - отметил он.
   Самыми трудными по проходимости в правительстве, считает А. Шаров, будут налоговые поправки, и вопросы возникнут с Минфином. «Поправки, касающиеся вопросов статистического учета, по приватизации пройдут нормально. Это только мои предположения, но думаю, что не будет проблем с принятием поправок в ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и № 95 "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ" », - пояснил А. Шаров специально для ИА «Альянс Медиа».
   ИА "Альянс Медиа"