18.04.2008 Электронная коммерция нуждается в законодательном регулировании 17 апреля на заседании Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства его председатель, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе объявил о некоторых изменениях в составе комитета. Из него выводятся Ирина Архипова, Александр Куцобин, Ольга Платонова, Сергей Тарачанов (условно). В состав комитета вводятся начальник информационно-аналитического отдела ТПП Московской области Эльвира Борковская, директор Департамента информатики и связи ОАО «Центр международной торговли» Сергей Бурмистров, заместитель начальника Управления государственных услуг Федерального агентства по информационным технологиям Алексей Домрачев, заведующий отделом Департамента деловой информации ТПП РФ Олег Новиков, директор Департамента деловой информации ТПП РФ Сергей Харитонов, директор Департамента информации, услуг и развития ТПП Республики Татарстан Дмитрий Шевелев. После оглашения структурных изменений А.Иоффе передал слово исполнительному директору Национальной ассоциации участников электронной торговли Антону Никольскому, который обратил внимание членов комитета и приглашенных на тот факт, что темпы роста электронной торговли значительно перекрывают прогнозы экспертов и аналитиков. Вероятнее всего, в 2008 году прирост электронной торговли в рознично-потребительском секторе составит 100%. «В госсекторе электронной торговли мы ожидаем перехода к массовому использованию электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Однако для этого потребуется, чтобы сертификаты ЭЦП каждого удостоверяющего центра могли бы использоваться повсеместно», - отметил А.Никольский. По его словам, необходимо также выработать стандарты работы электронных аукционов, снять к 2010 году ограничения на суммы лотов, которые сейчас составляют 1 млн рублей. А.Никольский ожидает, что вскоре в России появится множество специализированных отраслевых площадок, и их придется особым образом упорядочивать, - в частности, вырабатывать единый регламент подачи документов, заявок на конкурсы, электронные торги аукционы таким образом, чтобы преимущественную роль играл электронный документооборот. «Мы надеемся на создание в ближайшей перспективе единого информационного ресурса, где содержалась бы информация по проведению госторгов, тендеров, данные о котировках по видам и группам товаров», - добавил А.Никольский. Крупные компании уже осознали важность электронной торговли: площадки электронной торговли появились в электроэнергетике, сельском хозяйстве, телекоммуникационном секторе. «Сектор B2B («бизнес для бизнеса») еще не совсем ориентирован на продвижение российских товаров за рубеж, а меж тем Китай уже бросил значительный денежный ресурс для аналогичного продвижения своих товаропроизводителей, и нам не стоит отставать от нашего южного соседа», - считает А.Никольский. По его данным, в Китае оборот электронной торговли в 2008 году ожидается на уровне $120 млрд, в ЕС – более $100 млрд, в России он пока не превышает $3 млрд, что для нас является, конечно же, суммой несерьезной, тем более, что сумма начальных инвестиций для электронного стартапа не превышает $100 тысяч. Стоит отметить, что текучесть в сфере электронной торговли высока: из 5 интернет-магазинов через год выживает лишь один, что вызывает нарекания потребителей. «Подавляющее большинство розничной электронной торговли – малые предприятия (70% интернет-магазинов), причем это ПБОЮЛы. Основная проблема в секторе – упорядочивание их деятельности. Следует определить, что именно является интернет-торговлей, в каких формах она допустима. Законодательное регулирование должно запустить механизмы саморегулирования таких предприятий», - отметил А.Никольский. В отношении интернет-магазинов пора вводить процедуру добровольной сертификации, считает он. Еще одной проблемой стало появление в обиходе платежных терминалов, интернет-платежей, интернет-билетов на железнодорожный и авиационный транспорт. В целях скорейшей интеграции с мировыми экономическими процессами следует уже сейчас рассмотреть вопросы законодательного регулирования этих сфер, чтобы отделить легально действующие электронные кассы от криминальных уловок с целью виртуального грабежа клиентов. А. Никольский предложил создать в структуре Комитета подкомитет по развитию электронной коммерции и электронных торгов. Об использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП) в системе торгово-промышленных палат доложил генеральный директор Национального удостоверяющего центра Игорь Щербина. Он сообщил, что его предприятие стало удостоверяющим центром у ТПП РФ. Протокол о сотрудничестве между ТПП РФ, Федеральным агентством по информационным технологиям и Федеральным агентством по промышленности, включивший это пункт, был подписан в 2006 году. Кроме того, Национальный удостоверяющий центр стал доверенным удостоверяющим центром у Федеральной налоговой службы и уже аккредитован в Ассоциации электронных торговых площадок, проходит заключительный этап аккредитации при правительстве Москвы. «Корпоративная информационная система обмена юридически значимыми электронными документами ТПП РФ позволяет своим пользователям общаться между собой, работать с документами, планировать свою деятельность, грамотно управлять ей, экономить время и деньги. Для систем торгово-промышленных палат это еще и возможность приобрести финансовый и политический капитал», - отметил И.Щербина. Система уже работает приблизительно в пятнадцати регионах страны, деятельность ее определена статьями ГК РФ, такими федеральными законами, как ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и др. Сертификат ключа ЭЦП Национального удостоверяющего центра придает значимость электронному документу, позволяет обмениваться значимыми документами, сдавать налоговую отчетность «с места», участвовать в электронных торгах. В системе действует уже более 50 электронных торговых площадок – и государственных, и коммерческих. Аналитическая система www.acetp.ru принимает ЭЦП и дает возможность найти интересующий товар в рубрикаторе, купить его или продать свой. «Однако динамику реализации нашего проекта нельзя на сегодня признать удовлетворительной: лишь 15 палат создали систему регистрации, но реально из этих 15 систем функционирует только 10. Причин этого довольно: и недостаток квалификации специалистов, и недостаток информации», - высказался И.Щербина. Он попросил создать в системе комитета рабочую группу по вопросам развития ЭЦП и Национального удостоверяющего центра в частности. Президент Московского центра развития предпринимательства, заместитель председателя комитета Игорь Городничий предложил И.Щербине использовать возможности Москвы. «Постарайтесь связаться хотя бы с «Совинцентром», ведь среди его арендаторов – крупные иностранные компании, которым могут быть интересны возможности, предоставляемые вами», - сказал он. Председатель комитета А.Иоффе добавил, что более широко проинформировать систему ТПП о Национальном удостоверяющем центре вполне возможно. «Но вы должны дать информацию о себе сами и после отвечать на каждый звонок, иначе получится не реклама, а антиреклама. Не думаю, что создавать отдельную рабочую группу по проблемам ЭЦП целесообразно, но рекомендовать обратить на вас внимание региональных палат мы можем и должны», - заключил А.Иоффе. Президент Международной ассоциации "Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)" Елена Емельянова высказала мнение о том, что особенное внимание при популяризации деятельности Национального удостоверяющего центра следует обратить на иностранных партнеров, подавляющее большинство которых проходит регистрацию в ТПП РФ. Информировать их о центре нужно в первую, может быть, очередь, считает она. В ходе заседания заведующий отделом Департамента по связям с общественностью ТПП РФ Сергей Бакаев обратил внимание членов комитета и приглашенных на проходящий уже в четырнадцатый раз журналистский конкурс «Экономическое возрождение России», подведение итогов которого состоится 23 апреля. На конкурс, сообщил С.Бакаев, подали работы 250 журналистов, и жюри уже отметило, во-первых, резкое отличие материалов, а во-вторых, омоложение пишущих на экономическую тематику. Одной из лучших работ признана работа 24-летней журналистки из Волгограда. Отмечены также работы таких известных деловых СМИ, как «Интерфакс», экономическая редакция «Вестей», газета «Транспорт России», сообщил С.Бакаев. Заведующий отделом Департамента деловой информации ТПП РФ Сергей Володоманов попросил содействия комитета в развитии взаимоотношений ТПП РФ с Комиссией по развитию электронного бизнеса, ИТ-технологиям и телекоммуникациям Международной торговой палаты (МТП). По его словам, в комиссии заседают представители 35 государств, крупнейших иностранных компаний информационно-коммуникационного сектора, общественных организаций, финансовых, консалтинговых фирм. Комиссия рассматривает вопросы регулирования Интернета, конфиденциальности данных, различные юридические проблемы, связанные с телекоммуникационными технологиями. Комиссия также занимается вопросами инвестиционной деятельности, разработкой правил ведения бизнеса, доступностью ИКТ-услуг для населения и нередко обращается с рекомендательными письмами к главам государств и парламентам. «Внимание в последнее время явно смещается от США и ЕС к азиатским и латиноамериканским странам», - отметил С.Володоманов. По его словам, у России сейчас есть сложности при коммуникации с комиссией: заседания ее ведутся на английском языке без синхронного перевода, участие в некоторых органах комиссии требует членских взносов. «Следует усилить участие нашей страны в работе комиссии – мы не можем замыкаться в себе, особенно накануне вступления в ВТО. Мне говорят, что российский бизнес озабочен в основном решением своих проблем, но следует быть немного подальновиднее - российский бизнес должен выйти на международную арену и действенно влиять на правила ведения бизнеса», - считает С.Володоманов. Заместитель председателя комитета Игорь Городничий выказал некоторое удивление тем, что он, осведомленный о деятельности ТПП РФ достаточно, узнал о существовании российского представительства в Комиссии по развитию электронного бизнеса, ИТ-технологиям и телекоммуникациям Международной торговой палаты лишь несколько месяцев назад. «У меня сложилось впечатление, что российского бизнеса это почти не касается, разве что самого крупного. Давайте пойдем на компромисс: российскому бизнесу нужно знать, что происходит за рубежом, какие решения принимаются, и знать это нужно не на английском, а на русском языке. Лишь в этом случае будет реакция российских предприятий и предпринимательских сообществ. Поэтому решения комиссии должны быть донесены до них в виде хотя бы аннотаций, переводить полностью следует лишь важнейшие документы», - заключил он. После этого повестка дня комитета была исчерпана, и председатель комитета А.Иоффе закрыл заседание. ИА "Альянс Медиа" |