12.10.2004 Б.Пастухов: проект закона, предлагаемый МЭРТ, отпугнет инвесторов и отразится на предпринимателях В понедельник в Центре Международной торговли состоялось очередное заседание правления "Меркурий-клуба" на тему: "Регулирование земельных отношений в Российской Федерации в аспекте влияния на бизнес и привлечения инвестиций". Открывая заседание, выступил заместитель председателя правления "Меркурий-клуба", старший вице-президент ТПП РФ Борис Пастухов. По его словам, дальнейшее рыночное развитие страны невозможно без внесения кардинальных изменений в практику землепользования. Многие вопросы, ранее регулируемые административно, сейчас подлежат экономическому регулированию, считает он. Такое регулирование, по его мнению, должно быть направлено на освобождение бизнеса от излишнего административного давления, на формирование рынка земли, устранение действующих ограничений на операции с капиталом и недвижимостью. Б. Пастухов подчеркнул, что существующие и разрабатываемые законодательные акты, регулирующие вопросы землепользования, далеки от идеала. По его словам, в МЭРТ разработан законопроект, регулирующий условия и порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости. Как отметил докладчик, ТПП РФ считает неприемлемым установление сбора за изменение перечня видов разрешенного использования земельных участков в размере от 5% до 30% кадастровой стоимости земельного участка, что сравнимо со стоимостью выкупа земельного участка. "Введение подобного сбора не имеет достаточных экономических и правовых оснований, носит фискальный характер", - заявил Б. Пастухов. Если не исключить эту норму из законопроекта, она оттолкнет инвесторов и может отрицательно отразиться на производственных и финансово-экономических показателях субъектов предпринимательской деятельности, считает он. Дополнительной проработки, по словам докладчика, требуют вопросы утверждения и изменения перечня разрешенных видов использования земельных участков. По мнению Б. Пастухова, было бы желательно выделить эти пункты в отдельный законопроект, а введение сбора должно оформляться в виде изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ. Докладчик также считает, что следует приветствовать намерение восстановить федеральным законом единые для всех территорий принципы определения стоимости приобретаемых земельных участков. Вместе с тем, по его словам, вызывает удивление отказ от регулирования на федеральном уровне начальной ставки арендной платы для тех же участников. Расчет арендной платы будет осуществляться по усмотрению субъектов РФ и муниципальных образований, что может привести к нарушению прав арендаторов, уверен Б. Пастухов. По его мнению, размер арендной платы целесообразно определять в зависимости от установленного законом строго ограниченного перечня качественных и иных показателей земель. Кроме того, следует ограничить возможность изменения и пересмотра долгосрочных договоров аренды. Центральным вопросом в законопроекте является размер выкупной цены земельного участка при его переоформлении в собственность, считает Б. Пастухов. По его словам, предлагаемый МЭРТ новый механизм определения цены выкупа земельного участка на основании кадастровой оценки может привести к их значительному удорожанию по сравнению с существующей ценой. Б. Пастухов отметил, что одной из негативных сторон приватизации является необходимость крупных единовременных финансовых затрат на выкуп земельных участков. Решить эту проблему возможно лишь путем предоставления рассрочки платежей при приобретении земельных участков в собственность, уверен вице-президент ТПП РФ.<> Он также напомнил, что весенняя сессия Госдумы завершилась одобрением концепции нового земельного налога. Однако, отсутствует увязка кадастровой оценки с рыночной стоимостью, что на практике может привести к тому, что кадастровая оценка будет определяться произвольно. Б. Пастухов также подчеркнул, что Президент РФ подписал ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса РФ", который определяет перечень операций, не признаваемых в целях исчисления НДС объектами налогообложения. ТПП РФ, по словам Б. Пастухова, неоднократно заявляла о необходимости освобождения от НДС всех операций, связанных с оборотом земельных участков. Среди актуальных проблем совершенствования российского земельного законодательства – необходимость ускорения завершения процесса разграничения собственности на землю: федеральную, региональную и местную, считает Б. Пастухов. Важным направлением работы, по его мнению, является приведение нормативно-правовых актов в соответствие с Земельным кодексом РФ и актов, предусмотренных кодексом. Положения ряда федеральных законов, по его словам, противоречат Земельному кодексу, по-иному регулируют вопросы предоставления земельных участков, прав на землю. Кроме того, в законодательстве до сих пор не реализован принцип единства земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, по-прежнему тормозится создание рынка недвижимости, неэффективно используется земельный участок и находящееся на нем строение, тогда как передача земельных участков в собственность способствовала бы более эффективному его использованию. Б. Пастухов считает, что следует разграничить полномочия между органами, наделенными регулирующими и контролирующими функциями, и органами, участвующими от имени государства в различных рыночно-земельных сделках. Также необходимо дифференцировать подходы к различным категориям земель, создавать и поддерживать конкурентную среду, стимулировать привлечение инвестиций в земельно-имущественную сферу, соблюдать принцип открытости информации обо всех участниках земельного рынка, учитывать наличие самостоятельных экономических интересов у субъектов земельных отношений. ИА "Альянс Медиа" |