19.07.2005 А.Борисов: постоянный мониторинг малых предприятий потребительского рынка Росстатом не ведется 18 июля в ТПП РФ прошла конференция «Реальные параметры потребительского рынка России». Организатором конференции выступил Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка. В ходе заседания выступили председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Светлана Королева, заместитель директора маркетингового агентства «Эксперт-Дата» Андрей Саусвердис и другие. А. Борисов начал свое выступление со слов, что существует ряд обстоятельств, которые делают тему определения реальных параметров потребительского рынка актуальной. В первую очередь он отметил, что МЭРТ, как «штаб экономических реформ» недооценивает важность роли потребительского рынка. По словам председателя профильного комитета ТПП РФ доля потребительского рынка в ВВП составляет 20-22%. Причем, по его мнению, развитие потребительского рынка выполняет не только экономическую, но и психологическую функцию, позволяя населению оценивать ход реформ. Говоря об ориентирах на будущее, А. Борисов отметил, что если рассматривать вклад потребительского рынка в ВВП не по доле создания, а по доле потребления, то конечное потребление домашних хозяйств формирует 49% ВВП. Например, в Великобритании эта цифра составляет около 63%, а в США – 72%. «Именно к таким ориентирам нужно стремиться обществу, в котором интересы потребителей и граждан стоят на первом месте», - указал А. Борисов. В качестве основной "болевой точки" генеральный директор ММБА обозначил тот факт, что реальные параметры потребительского рынка недостаточно оцениваются Росстатом. Он сообщил, что в 2003 г. Росстат оценил объем рынка в $ 202 млрд, а консалтинговая компания ФБК – в $ 335 млрд. По словам А. Борисова, в течение последних трех лет экспертные организации предоставляли результаты исследования, согласно которым данные Росстата существенно ниже. Разница составляет около $ 100-150 млрд. «Пятая часть ВВП не учитывается, - подытожил он. – Не бить по этому поводу тревогу безнравственно и безответственно». А. Борисов настаивает на том, что при формировании государственной экономической политики необходимо учитывать «уникальный характер» потребительского рынка. Кроме того, председатель профильного комитета ТПП РФ обозначил такую проблему, как наличие «серого сектора», доля которого в потребительском рынке составляла 62%. Например, в промышленности эта цифра равна 17%. По его словам, Росстат производит досчет с учетом «серого сектора», но всего на 14-15%. Говоря о выборочных мониторинговых оценках Росстатом малых предприятий, он отметил, что потребительский рынок на 90% формируется малыми и средними предприятиями. При этом постоянный мониторинг таких предприятий, по словам генерального директора ММБА, Росстатом не ведется. Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», как он оценивает такую политику Росстата, А. Борисов пояснил, что не готов сказать, насколько она адекватна. При этом он подчеркнул, что та информация, которая поступает в ходе подобных регулярных выборочных наблюдений, не является достаточной. В заключение А. Борисов сообщил, что у Росстата есть проблема – недостаток денежных средств. Например, в 2005 г. по этой причине не состоялось обследование индивидуальных предпринимателей, а мониторинг малых предприятий не планируется. «Нельзя всю вину за сложившуюся ситуацию валить на Росстат», - резюмировал он. В свою очередь, С. Королева выразила озабоченность тем фактом, что совместная работа с налоговыми службами Москвы показала, что многие предприятия, работающие в столице, не состоят на учете в налоговых органах. В ходе своего выступления заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг позитивно оценила такое нововведение, как создание Реестра деловой репутации партнеров правительства г. Москвы. В заключение своего выступления заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг предложила несколько направлений разрешения сложившейся ситуацией с оценкой реальных параметров потребительского рынка. По мнению С. Королевой, необходимо изменить структуру отчетности. В качестве предварительного варианта было предложено воспользоваться западными образцами и адаптировать их. При этом она подчеркнула, что отчетность для малых предприятий должна быть упрощена. В качестве второго предложения было обозначено введение электронного паспорта. И заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, и председатель профильного комитета ТПП РФ выразили мнение, что в программе «Электронная Россия» должны быть учтены интересы бизнеса. При этом введение электронного паспорта позволит внедрить применение электронной подписи, сократит очереди в налоговых службах, а также обеспечит доступ к базам данных. Что касается третьего предложения, то С. Королева отметила, что необходимо привлечение сторонних организаций к мониторингу потребительского рынка. А. Борисов и С. Королева считают, что усиление межведомственной работы также может принести позитивные сдвиги. В частности, необходимо "состыковывать" данные налоговых органов, органов статистики и местных властей. Заместитель директора маркетингового агентства «Эксперт-Дата» Андрей Саусвердис представил участникам конференции Общенациональный исследовательский проект «Стиль жизни среднего класса». Данный проект направлен на изучение потребительского поведения среднего класса и затрагивает 26 городов России. Говоря о результатах исследования, он сообщил, что сейчас идет стабильный рост потребления, как общего текущего, так и инвестиционного. При этом он отметил, что у представителей бизнес-сообщества пока нет должного интереса к данным этого исследования. Ответственный секретарь секции «Потребительский Рынок» Союза российских городов Е. Надеева сообщила, что главными проблемами являются несовершенство российского законодательства, а также отсутствие должного учета над деятельностью предприятий. Она выразила мнение, что для того, чтобы строить долгосрочные прогнозы и оценивать перспективы развития экономики в регионах необходимо развивать методы учета параметров оценки потребительского рынка. Представитель Союза российских городов сообщила, что в регионах существует практика, когда администрация городов заключает двусторонние соглашения с маркетинговыми агентствами, которые проводят мониторинг и анализ потребительского рынка. Но при этом Е. Надеева уточнила, что «На местах существует информационный вакуум». Комментируя выступление представителя Союза российских городов, А. Борисов отметил, что направление, при котором органы власти заказывают агентствам исследования потребительского рынка, является перспективным. При этом С. Королева заявила, что Департамент потребительского рынка и услуг, возможно, выделит на этот сегмент исследований дополнительные средства. В заключение участники конференции, среди которых были и представители ТПП РФ, и объединений предпринимателей, и бизнесмены, выразили мнение, что тема определения реальных параметров потребительского рынка является актуальной, поэтому необходимо привлекать к ней общественное внимание. ИА "Альянс Медиа" |