17.03.2010  Ростовская область: как готовить бизнесмена

   Дискуссия на последнем заседании Совета по предпринимательству о бизнес-образовании была бурной и плодотворной. Участники сошлись на принципиально комплексном подходе в обучении будущих и действующих бизнесменов, а также на главенстве в этом деле практики.
   По словам директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и туризма Анны Палагиной, учат в области премудростям бизнеса 350 образовательных учреждений. Тем не менее администрация области софинансирует такие проекты, как губернаторская программа подготовки управленческих кадров (с 2003 года), которая действует в том числе и в шахтерских территориях. Для молодых людей от 18 до 35 лет с 2006 года осуществляется проект «Бизнес-школа молодого предпринимателя». Здесь также разработан дистанционный курс обучения, что позволяет снизить стоимость обучения и увеличить число участников программы.
   Доступ к обучению в этой бизнес-школе теперь есть и у безработных граждан.
   Есть и курсы повышения квалификации, причем каждый год меняются темы обучения.
   Так, в 2007 году по инициативе торгово-промышленной палаты была обучена группа медиаторов, в 2008 году дистанционный курс был посвящен логистике, в 2009-м релизован проект по подготовке инновационных менеджеров. В 2010-м будут обучать инновационных агентов, назначение которых - помогать предприятиям инновационного бизнеса продвигать свою продукцию и привлекать инвесторов.
   В 2009 году администрацией области софинансировался заказ предприятий малого и среднего бизнеса на подготовку и переподготовку работников, включая дистанционный формат.
   В 2009 году такую же помощь предпринимателям в обучении кадров оказала администрация Азова. В Волгодонске и Шахтах администрации в рамках программ поддержки малого бизнеса предусмотрели такую же помощь. В разрабатываемой программе развития Гукова также заложены специальные меры по обучению основам предпринимательства за счет федерального, областного и местных бюджетов.
   Важно, чтобы образование велось системно, начиная со школы, продолжаясь в вузе и включая в себя постдипломное образование и разные виды дополнительного образования.
   Институтом экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ разработана программа по обучению основам предпринимательства в школах. Сейчас она проходит экспертизу в министерстве общего и профессионального образования области.
   Доклад о ней по-настоящему «взорвал» аудиторию и вовсе не потому, что «как учить и чему учить» знают все. Дело в принципах преподавания. «У минобра не хватает денег на распечатку 400-страничного учебника? А надо ли этот «кирпич» печатать?! Не разместить ли его текст в Интернете? - такими вопросами задал высокий градус дискуссии Василий Высокое, банкир и сам профессор. - Ведь позавчерашними способами обучения мы формируем отрицательное отношение к предпринимательству". Банком издан «Предпринимательский всеобуч», который учителям, ведущим курс предпринимательства, предложено адаптировать его к школьной программе. К Дню предпринимателя, 26 мая, все материалы будут собраны, на награду победителям выделена сумма в размере 500 тысяч рублей. По типу Википедии в Интернете создается учебник, куда каждый предприниматель может добавить свою статью. "Необходимо тестировать педагогов, ведущих курс предпринимательства, - считает глава Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Наталья Крайнева. - Ведь зачастую они оперируют устаревшими знаниями".
   Про отрыв учебы от реальной жизни говорили и президент бизнес-клуба «Инициатива.
   Новации. Развитие» Леонид Матусевич и представитель Ассоциации выпускников Президентской программы Сергей Андонов.
   Словом, всех за живое задела тема отсутствия у молодежи интереса к предпринимательской деятельности.
   И все-таки курс предпринимательства будет введен в качестве пилотного проекта в 62 учебных заведениях области - школах, колледжах, училищах. Будут подготовлены и соответствующие тьюторы. Но это только начало.
   О необходимости непрерывного бизнес-образования говорят все, но оно все время должно опережать жизнь, считает глава Южной региональной ассоциации бизнес-образования Имран Акперов. А для этого не хватает соответствующих технологий. Для их появления предложено создать платформу синхронизации, включающую в себя и дистанционное образование, и информационную систему поддержки бизнес-образования, и постоянно действующую конференцию, которая будет популяризировать технологии опережающего обучения.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Молот"