06.07.2006  Бизнес - за отмену счетов-фактур

   Сложности ведения журнала учета счетов-фактур и книг покупок и продаж усугубились с принятием нового нормативного документа правительства. В среду, 5 июля, в ходе третьего заседания рабочей группы при Торгово-промышленной палате РФ по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики прошло обсуждение проблем применения новой редакции Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
   С докладом по данному вопросу выступила заместитель аналитического отдела ОАО «Объединенные консультанты «ФДП» Светлана Козырева. Она напомнила, что постановление, принятое 11 мая 2006 года, вносит целый ряд изменений в порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книг покупок и книг продаж. Проблема связана с введением «дополнительных листов к книге покупок и книге продаж». Новый порядок, предложенный правительством, существенно отличается от предыдущего. Так, законодатель предусмотрел необходимость внесения изменений в книгу продаж истекших периодов в случае корректировки счетов-фактур. В то же время в отношении книги покупок этого изменения сделано не было.
   Как пояснила ситуацию С.Козырева, теперь налогоплательщик, который приобрел товары (работы, услуги), в том случае если полученные им счета-фактуры содержат ошибки, должен внести исправления в книгу покупок истекшего периода, задекларировав необоснованно примененные им налоговые вычеты, что влечет соответствующее начисление пеней. Одновременно возможность внесения в книгу покупок того же истекшего периода вновь полученного счета-фактуры не предусмотрена. В связи с этим предлагается внести изменение в постановление правительства, которое бы устранило данное противоречие.
   Другой спорный вопрос, касающийся этого же постановления, связан с тем, что правительство включило операции по возврату товара в перечень тех операций, данные о которых должны отражаться в книге продаж. «Возможно, мы возвращаемся к старой практике, когда покупатель в случае возврата товара должен был выставлять счета-фактуры. Это безосновательно и может повлечь существенные проблемы для налогоплательщика», - уверена С.Козырева.
   В ходе состоявшейся дискуссии было предложено вообще отказаться от применения счетов-фактур. В качестве довода участники обсуждения приводили ситуацию, когда при разных ставках НДС взаимодействующих хозяйствующих субъектов теряет смысл использование счетов-фактур. Также отмечалось, что проверить правильность заполнения счетов-фактур практически невозможно. В ответ на это С.Козырева заявила, что отмена счетов-фактур стала бы «глобальным изменением», так как они являются основным звеном администрирования НДС. «Для этого нужно пересмотреть весь подход к обложению НДС», - считает она.
   Кроме того, в ходе обсуждения отмечалось, что в рассматриваемом правительственном постановлении много других проблем, в связи с этим при выработке своих предложений рабочей группе следует рассмотреть их все.
   Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Иванеев, характеризуя правительственное постановление, заявил, что «этот документ готовился самым тщательным образом, это постановление вышло не спонтанно», вряд ли в нем есть противоречия налоговому законодательству. Он подчеркнул, что поставленные в ходе дискуссии вопросы «неоднозначны». Если обозначенные проблемы носят общий для всего бизнеса характер, они должны быть решены, уверен он. А.Иванеев предложил предпринимательскому сообществу обсудить все вопросы, связанные с постановлением, подготовить поправки и внести свои предложения в Минфин. «Хотелось бы, чтобы это была консолидированная позиция бизнеса», - резюмировал он.
   ИА "Альянс Медиа"