30.10.2006 Новая редакция Лесного кодекса не устраивает никого Прошедшая первое чтение в Госдуме новая редакция Лесного кодекса получила крайне отрицательную оценку в ходе прошедешей в понедельник, 30 октября, пресс-конференция на тему «Второе чтение Лесного Кодекса РФ: предпосылки создания института частной собственности на лесные ресурсы». Ее участники считают невозможным создание института частной собственности на лес в России и предлагают одобренный в первом чтении законопроект подвергнуть серьезной переработке, а также перенести срок его вступления в силу минимум на год. Заведующий кафедрой Московского государственного университета леса, академик РАСХН Николай Моисеев подчеркнул, что за три года работы экспертной комиссии над новым проектом кодекса ни одно существенное замечание и предложение специалистов учтено не было. В новом проекте Лесного кодекса произошла ключевая подмена: объект лесных отношений заменен объектом земельных отношений. То есть теперь главным в Лесном кодексе становится не лес, а земля. «И потому оборот лесных участков происходит уже не по Лесному кодексу, а по Земельному», - сказал Н.Моисеев. По словам академика, для облегчения этой подмены, «в федеральном законе о введении нового Лесного кодекса из Земельного и Гражданского кодексов слово "лес" изъято из категории недвижимости, и переведено в категорию "движимого имущества", с которым можно делать все, что угодно. По его утверждению, тем самым «правительством подготовлена база для массивного разгосударствления лесов и передачи его в другие формы собственности, в том числе и частную», - сказал Н.Моисеев. Кроме того, в новом Лесном кодексе вместо разрешительного порядка при отпуске леса вводится заявительный порядок, который введет еще больший беспорядок в лесном хозяйстве, а главное - увеличит масштаб криминальных вырубок, отмечает академик. Также в новой редакции кодекса не прописан экономический механизм управления лесами. По словам Н.Моисеева, только 5% лесопользователей в виде крупных лесных корпораций могут вести не только рациональную рубку, но и осуществлять лесовосстановление, строить дороги, тратиться на новое оборудование. 95% лесопользователей представлены мелкими арендаторами, заготавливающими в год до 50 тыс. кубометров леса, 50% из них убыточные, а остальные неплатежеспособны. Новый кодекс, считает академик, в основном и рассчитан на таких арендаторов. Также по новому кодексу полностью разрушается управление лесами на всех уровнях, «некому проверять и контролировать», отмечает Н.Моисеев. По его убеждению, федеральный центр снял с себя ответственность за решение главных проблем лесопользования и переложил их на губернаторов, многие из которых непосильны для губернаторов. «Этот кодекс ничего кроме вреда не принесет ни лесному хозяйству, ни лесной промышленности, но МЭРТ и Госдума "протащат" этот кодекс, который представляет двуликого Януса», - заключил А.Моисеев. Анатолий Писаренко, президент Российского общества лесоводов, академик РАСХН, добавил, что текст кодекса постоянно меняется и конечного варианта до сих пор нет. По его словам, на второе чтение вынесен совершенно другой документ с другой концепцией. А.Писаренко остановился на системе управления лесным хозяйством, сказав, что она в кодексе до конца не прописана. Кроме того, отметил он, понятие лесхоз заменено понятием лесничество, но не оговорены его специфика и границы, нет планов ведения лесного хозяйства и многого другого. По его мнению, 1 января 2007 года вводить Лесной кодекс в действие нельзя, так как он совершенно не готов. «Прежде всего, чтобы ввести кодекс в действие, необходимо подготовить порядка 60 подзаконных актов, которых сейчас нет», - сказал А.Писаренко. По мнению Александра Белякова, председателя комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства, кодексом не создаются условия для стабильной работы бизнеса, совершенно не прописана система управления лесным фондом. Также совсем не определена хозяйственная деятельность государства. «Эффективно управлять лесным хозяйством в таких условиях невозможно», - считает А.Беляков. Кроме того, в кодексе вводится частная собственность на лес, однако, по словам А.Белякова, "общество еще не созрело для этого". «Должна быть и государственная, и частная собственность, они могут эффективно работать, но только при условии стабильности законодательства и его жизненности», - сказал председателя комитета. Также, по его словам, заложенный в законпроекте принцип залоговых аукционов отрицательно скажется на развитии лесной отрасли России. Евгений Шварц, директор по природоохранной политике российского отделения Всемирного фонда дикой природы отметил, что в новом варианте кодекса полностью отсутствует нормативная база по управлению лесами. Сославшись на мировую практику, он подчеркнул, что развивать частную собственность в лесном хозяйстве не эффективно. В России же частная собственность на лес вводится за счет снятия экологических ограничений природопользования и ущемления прав граждан на пользование лесом. По его словам, в первую очередь это происходит из-за того, что "полностью снимаются какие-либо ограничения на вывод лесных земель из нелесных земель и перевод их под застройку". При этом кодексом исключаются из закона о государственной экологической экспертизе любые областные планы землепользования, остаются только планы освоения лесов. По сведениям Е.Шварца, в России 42% лесов полностью не используются, при этом из текста кодекса полностью изъяты понятия об устойчивости использования лесов, устойчивости управления ими и о введении рыночных механизмов обращения с лесом. Кроме того, в результате внесенных МЭРТ поправок полностью разрушена система национальных парков. По мнению Е.Шварца, законопроект Лесного кодекса необходимо вернуть в первое чтение, он должен пройти экспертизу Общественной палаты, и ведение документа в действие не должно состояться ранее 2008 года. «Попытка ввести кодекс с 1 января 2007 года создает ситуацию полного беспредела», - резюмирует Е.Шварц. Директор по развитию архангельского ЦБК Наталья Пинягина отметила, что российский лесной сектор - самый конкурентоспособный в мире и может принести в казну колоссальные налоговые поступления, а также обеспечить сырьем крупные лесопромышленные корпорации. По ее мнению, сейчас нужно создать условия для поднятия конкурентоспособности предприятий, организовать глубокую переработку леса, создать условия для формирования крупнейших российских лесных корпораций. Но одобренный законопроект этого не предусматривает. По словам Н.Пинягиной, особенно бизнес смущает в новом законопроекте декларация о возможности наделения участками лесфонда потенциальных инвесторов под приоритетные инвестиционные проекты. Однако, по ее словам, для этого нет ни закона, ни подзаконных актов. «На наш взгляд, это может стать очень коррупционной статьей, потому как сами чиновники будут устанавливать приоритетность инвестиционных проектов», - заключила Н.Пинягина. ИА "Альянс Медиа" |