04.11.2007 Небольшие компании оценили достоинства лизинга По оценке специалистов, за первое полугодие 2007 года лизингодатели заключили договоров на сумму, превышающую общий объем контрактов за весь 2006 год. Преимущества лизинговых схем больше других оценили представители малого бизнеса: почти каждая вторая сделка по лизингу заключается малыми предприятиями. Популярность лизинга как одного из финансовых инструментов растет изо дня в день. Как пояснил менеджер по развитию бизнеса "НОМОС-Лизинг" Михаил Персидский, помимо своей кредитной функции лизинг обладает крайне важными экономическими и налоговыми преимуществами для предприятия, приобретающего имущество в лизинг. Например, оптимизация налогооблагаемой базы в бухгалтерском учете путем отнесения расходов по оплате лизинговых платежей на себестоимость, экономия по уплате налога на имущество и налога на прибыль за счет применения ускоренной амортизации имущества, передаваемого в лизинг, повышение эффективности использования оборотных средств за счет минимизации первоначальных расходов на приобретение имущества. "Лизинг позволяет заметно расширить и модернизировать производство, поэтапно обновить материально-техническую базу предприятия без привлечения заемных средств и существенного отвлечения оборотных средств. Наибольшую выгоду получат компании, активно использующие в своей работе транспорт, производственное, технологическое и торговое оборудование", - заключил г-н Персидский. Преимущество лизинга для клиента заключается в том, что это беззалоговое кредитование, где предмет лизинга является обеспечением по кредиту. А лизинговая ставка не превышает 12% в год, что сопоставимо с текущим уровнем инфляции, добавил начальник управления лизинговых операций Юниаструм-банка Игорь Фомкин. "Существенный рост лизинговых сделок в последние годы объясняется динамичным развитием народно-хозяйственного комплекса страны и острой потребностью в обновлении основных фондов. Конкуренция на этом рынке требует от лизинговых компаний постоянной разработки лучших предложений для клиентов, в первую очередь по стоимости и сроку лизинга", - говорит гендиректор "ВТБ-Лизинг" Антон Борисевич. Наиболее заметными событиями за последнее время для участников рынка стали усиление активности банков в части кредитования лизинговых компаний, а также рекордные объемы привлечения лизингодателями синдицированных кредитов и облигационных займов. Продолжилось усиление конкуренции между российскими компаниями и компаниями с западным капиталом, в особенности после повышения ставок Euribor. По оценке аналитика "Эксперт РА" Романа Романовского, объем нового бизнеса в первом полугодии составил $16 млрд, а общий портфель лизинговых компаний - $33,5 млрд. К концу года объем нового бизнеса может составить около $35-37 млрд при сохранении таких же темпов развития. Участники лизингового рынка отмечают значительное повышение спроса на лизинг со стороны малых предприятий. Для них лизинг становится подчас единственной возможностью обновить свои основные средства ввиду отсутствия необходимости дополнительного обеспечения. Кроме этого лизинг позволяет малому бизнесу экономить ресурсы за счет применения ускоренной амортизации. А для лизинговых компаний работа с малым бизнесом становится неплохим бизнесом в условиях растущей конкуренции за корпоративного клиента. Сейчас все чаще клиенты обращаются за лизингом транспортных средств (ТС). При этом средняя сумма лизинговой сделки по ТС - 2-3 млн руб. Быстрыми темпами развивался лизинг строительного и дорожно-строительного оборудования, техники. В первую очередь это связано с бумом строительства. Лизинг недвижимости пока развивается медленно, но за этим направлением большое будущее. По мере уменьшения ставок банковского кредитования и увеличения сроков кредитования этот продукт станет значительно более востребованным. При выборе лизинговой компании для малого бизнеса основополагающим фактором является совмещение двух критериев - экономии денег и времени, что выражается в конкурентной стоимости услуг, максимально оперативном сроке рассмотрения заявок при минимальных требованиях к лизингополучателю. В условиях быстрорастущего рынка это требует от лизинговых компаний обеспечения территориальной близости к клиенту за счет расширения филиальной сети, а также стандартизации и расширения набора продуктов. "Трудностями в работе с малым бизнесом являются низкая прозрачность хозяйственной деятельности и полная зависимость бизнеса от собственника", - считает аналитик "Эксперт РА" Марина Чернышева. Прошедшие полгода не ознаменовались для рынка каким-либо улучшением законодательства, регулирующего деятельность лизинговых компаний. Вопрос возмещения НДС вопреки ожиданиям участников рынка так и остался нерешенным. По оценке Марины Чернышевой, на 1 июля 2007 года невозмещенный лизинговым компаниям НДС составил около $560 млн. Надежды лизингодателей на упрощение взаимоотношений с налоговой службой по поводу зачета НДС после судебного дела с "Ханса Лизинг" не оправдались. Скорее наоборот - за прошедшие полгода со стороны ФНС лишь ужесточился контроль и увеличилось количество камеральных проверок. Отзывы участников рынка по поводу НДС, однако, разделились: некоторые лизингодатели заявили, что проблем с возмещением у них нет, большинство же говорят, что произвол налоговых органов остался на прежнем уровне и прецедент с "Ханса Лизинг" никак не повлиял на рынок. Между тем в апреле текущего года была создана секция лизинга при Комитете по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ. Данный орган призван представлять интересы лизингодателей в органах власти, фокусировать ее внимание на правовых проблемах лизинговых компаний и защищать их интересы, используя поддержку ТПП. Возможно, еще не все надежды лизингодателей потеряны. "При выборе лизинговой компании не поленитесь узнать срок ее работы на рынке. Уточните, при каком банке она работает, финансирование какого банка использует. Хорошая и стабильная лизинговая компания никогда не будет скрывать источник своих денег", - отметил Михаил Персидский. По его мнению, вполне разумно выбирать ту лизинговую компанию, которая дает наиболее доступную ставку финансирования. Необходимо выяснить два момента: какова лизинговая ставка (т.е. та ставка, по которой начисляются проценты) и ежегодное удорожание предмета лизинга. Лучше всего сразу узнать все нюансы, связанные со страхованием оборудования, - какая страховая компания, по каким тарифам и на каких условиях будет страховаться оборудование, какие ограничения существуют у страховщиков. Ценно, когда лизинговая компания делает график платежей, учитывающий сезонность деятельности лизингополучателя или стартовый характер проекта, а при последующих сделках снижает как аванс, так и лизинговую ставку, - добавил Игорь Фомкин. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец" |