02.08.2006 Волгоградская область: рейтинг влиятельности предпринимательских сообществ Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области (СПП ВО), Волгоградское отделение общественной организации "Деловая Россия" (ВООО ДР) — самые влиятельные предпринимательские сообщества Волгограда. Их роднит принадлежность к общероссийским одноименным объединениям, организационная и информационная поддержка со стороны московских офисов и наличие серьезного административного ресурса. Предпринимательские объединения, не обладающие таким ресурсом, пока серьезного влияния на политику, бизнес и общество в Волгограде не оказывают. Однако и лидеры рейтинга влиятельности газеты "Деловое Поволжье" ("ДП") рано или поздно столкнутся с необходимостью эффективно дистанцироваться от породившей их власти, начать диалог и с обществом, а также перейти от краткосрочных проектов к долгосрочным. Оценивает степень влиятельности предпринимательских сообществ Волгограда традиционный пул экспертов "ДП" — социологи, политологи, чиновники и журналисты. Сначала они составили рейтинг факторов, определяющих силу бизнес-союзов. С большим опережением победил административный ресурс, на 2-м месте — доступ к средствам массовой информации. Третье-четвертое места делят известность лидера сообщества и наличие у союза собственных СМИ. Известность членов сообщества эксперты считают не самым значимым ресурсом. По пяти критериям эксперты оценивали ресурсы, которыми распоряжаются восемь предпринимательских объединений, разных по численности, составу, но созданных с целью защиты интересов предпринимателей. Ресурсы оценивались по пятибалльной шкале, где пять баллов — максимальная степень присутствия фактора. Самые значительные ресурсы, обеспечивающие влиятельность бизнес-сообществ, сосредоточились у Союза промышленников и предпринимателей Волгоградской области (209 баллов из 250 возможных) и Волгоградского отделения "Деловой России" (200 баллов). Третье-четвертое место делят Волгоградская торгово-промышленная палата (149 баллов) и Волгоградское отделение "ОПОРЫ РОССИИ" (142 балла). Лидерство первых двух обеспечивают их близость к власти, нацеленность на конструктивный диалог с ней, наличие чиновников высшего уровня среди членов сообществ и даже прямое правление губернатора в случае СПП ВО. Не зря ВТПП, не имеющая четкой предпринимательской аудитории, лояльная к власти, опережает по ресурсам "ОПОРУ РОССИИ" — многочленную, но оппозиционную. Наибольшую личную известность снискали лидер СПП ВО, губернатор области Николай Максюта (50 баллов из 50 возможных), второе место — у Романа Созарукова (37 баллов), чью активность особо отмечали многие эксперты. Третье место поделили лидер "ОПОРЫ" Алексей Воробьев и руководитель старейшего предпринимательского союза — президент ВТПП Александр Белицкий. Союз промышленников и предпринимателей обладает самым серьезным административным ресурсом (50 баллов из 50 возможных), самым широким доступом к СМИ (49 баллов). Волгоградские делороссы обошли промышленников по наличию собственных или подконтрольных СМИ (39 баллов против 32) и степени известности своего актива (42 балла против 28). В полтора раза уступая по ресурсам лидерам, постоянную борьбу в рейтинге ведут ВТПП и "ОПОРА". По доступу к СМИ и наличию собственных СМИ лидирует первая организация, по известности членов — вторая. По остальным факторам они демонстрируют сходные результаты. Третья часть рейтинга показывает, как бизнес-союзы используют имеющиеся ресурсы для влияния на бизнес, политику и общество. Наиболее влиятельной эксперты признают СПП ВО (106 баллов из 150 возможных), затем следует ВО ДР (85 баллов) и "ОПОРА" (81 балл). Обратим внимание на отрыв лидера и на то, что при наличии меньших, чем у ВТПП, ресурсов "ОПОРА" благодаря своей активности и четко заявленной позиции на защиту интересов малого бизнеса выходит на тертье место. В большинстве случаев эксперты оценивают ресурсы сообществ в процентах от максимального уровня выше, чем их влиятельность. Так, СПП ВО имеет в наличии 83% от максимально возможной оценочной стоимости ресурсов, но использует возможности влияния на 70% от максимального уровня. Исключение составляют организации, которые шумят и влияют больше, чем это позволяют их ресурсы. Это "ОПОРА РОССИИ" и Волгоградская ассоциация предпринимателей. Исследование "ДП" наглядно показывает, что наиболее влиятельные предпринимательские сообщества созданы по инициативе и при поддержке власти. А сообщества, не обладающие таким ресурсом, реального влияния на политику, бизнес и общество не оказывают. Главный редактор "ДП" и президент клуба "ДП" Анна Степнова комментирует: "Власть, инициируя и создавая предпринимательские движения, ищет обратной связи с бизнесом. Ей легче налаживать диалог с организованным сообществом предпринимателей". Для предпринимательских сообществ родство и дружба с властями имеет свои плюсы, особенно на первых порах — при общей заинтересованности сторон диалог выстраивается лучше, власть может поддержать организационно, информационно, а иногда и финансово. А вот формулировать и решать общие проблемы предпринимательства до сих пор получается с трудом. В регионе выстроилась система защиты интересов предпринимателей, аналогичная федеральной, — интересы крупного, среднего и малого бизнеса представляют различные, специально созданные для этого организации. Эксперты одобряют такое разделение. Анна Степнова вспоминает: "Когда средний и малый бизнес Волгограда объединялись под крылом "ОПОРЫ", у них возникали противоречия не только в политических, но и рыночных целях. Как могут совпадать бизнес-интересы прямых конкурентов — владельцев киосков, с одной стороны, и торговых центров - с другой". Общая беда представленных в Волгограде предпринимательских объединений, нацеленных на долгое и эффективное существование, — невнимание к обществу. Социолог, преподаватель Волгоградской академии госслужбы Виктор Пилипенко говорит: "Лоббирование не может и не должно быть исключительной целью деятельности таких объединений. Им необходимо повернуться лицом не только к власти, но и к обществу. Предпринимательские цели участников бизнес-союзов разнятся, но их объединяет заинтересованность в том, чтобы общество помогало, а не противодействовало их бизнесу и их жизни". Отмечает Виктор Пилипенко и отсутствие долгосрочных проектов в деятельности предпринимательских сообществ. "ДП" намеренно не включило в рейтинг предпринимательские объединения, которые занимаются долгосрочными общественными и благотворительными проектами. Волгоградский Ротари-клуб давно помогает центру реабилитации детей-инвалидов в Ворошиловском районе, а клуб "Деловое Поволжье" реализует долгосрочный проект "Волгоград как глобальный брэнд", направленный на формирование позитивного имиджа города. При этом членами обоих клубов являются многие участники оцениваемых в рейтинге предпринимательских объединений. Так что опыт, наработанный в некоммерческих проектах, им еще предстоит частично перенести в свою лоббистскую деятельность, сообщает газета «Деловое Поволжье». ИА "Альянс Медиа" |