19.10.2005  Большинство российских товаров испытывают проблемы с качеством

   18 октября в Государственном Кремлевском дворце состоялось официальное открытие Шестого Всероссийского торгово-промышленного форума «Покупайте российские товары». В рамках мероприятия прошло открытие универсальной выставки–экспозиции «Российские товары – 2005» и пленарное заседание, в котором приняли участие руководители Совета Федерации, комитетов ГД РФ, союзов и ассоциаций производителей товаров и услуг, федеральных и региональных министерств и ведомств, а также научно-исследовательских институтов.
   Открывая работу пленарного заседания, президент Российского союза машиностроителей Иван Силаев подчеркнул, что продвижение российских товаров на отечественный и зарубежные рынки, значительное повышение их качественных и потребительских параметров – непростая задача. «Россия остро нуждается в новой экономической стратегии, которая должна определить основные направления интеграции России в мировое экономическое сообщество», - подчеркнул он. И. Силаев сообщил, что главная задача форума - объединить усилия предпринимателей, товаропроизводителей, представителей банковских структур, руководителей субъектов федерации и муниципальных образований для формирования стратегии развития отечественного производства и выхода товаров на мировой рынок, улучшения качества отечественной продукции, создания рыночной инфраструктуры, разработки инвестиционной системы отечественного конкурентоспособного производства, укрепления региональных и межотраслевых хозяйственных связей. «Поэтому сегодняшний форум должен проходить под девизом: от конкурентоспособности российских товаров – к конкурентоспособности страны», - считает И. Силаев.
   Заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Михаил Николаев пожелал всем участникам форума «более настойчиво и более реалистично развивать средний и малый бизнес с таким расчетом, чтобы российские товары были конкурентоспособны не только внутри страны, но и на мировом рынке». М. Николаев выступил с предложением объявить следующие пять лет "пятилеткой экспортно ориентированных российских товаров", а также "пятилеткой микрокредитования малого бизнеса". «Пора отойти от самобичевания и заняться возрождением России», - призвал собравшихся сенатор.
   По мнению председателя Комитета ГД по собственности Виктора Плескачевского, сегодня необходимо говорить не об отдельных конкурентоспособных и экспортно ориентированных товарах, а о том, что все товары должны свободно вращаться на мировых рынках, где каждый товар должен найти своего потребителя. «Процесс глобализации в мире – это процесс, с которым мы должны считаться», - отметил В. Плескачевский. Он также подчеркнул, что Россия должна стремиться к гармонизации отношений с ЕС в таких вопросах, как производство товаров и услуг. Поэтому основной акцент необходимо делать на общественные институты потребителей и производителей России, потому что «именно эти институты действуют вне политики в поисках путей взаимодействия». В связи с этим депутат отметил большое значение подписанных на прошлой неделе правительством поправок в закон «О саморегулируемых организациях». «Это главный закон, который дает предпринимателям возможность для цивилизованного лоббирования своих интересов», - подчеркнул В. Плескачевский. По его мнению, он позволит предпринимателям «принять на себя особую миссию стандартизации предпринимательской деятельности». По словам депутата, до сегодняшнего дня в России государство решает, каким быть правилам бухгалтерского учета, оценочной и аудиторской деятельности, в то время как во всем мире за эти вопросы отвечают сами предприниматели посредством своих общественных институтов. Впрочем, по мнению В. Плескачевского, закон о саморегулируемых организациях - «далеко не все, что необходимо предпринимателям». Он считает, что на законодательном уровне нужно поддержать такие организации, как Европейский союз производителей, ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ». «Как бы кто ни относился к этим институтам, он должен понимать, что это механизм обобщения предпринимательской практики и того делового опыта, который накоплен в России за 10-15 лет существования новейшей экономики», - подчеркнул глава думского комитета.
   В своем выступлении руководитель Федеральной таможенной службы РФ Александр Жерихов от лица российской таможни заверил собравшихся о готовности ФТС поддержать отечественного товаропроизводителя. «Работа таможни, в первую очередь, должна опираться на информационные технологии. Чтобы создать благоприятные условия для российских участников внешнеэкономической деятельности, информационное поле для таможенного оформления товаров должно быть прозрачным», - отметил он. А. Жерихов сообщил, что приветствуется любая инициатива предпринимателей, возможность обмена информацией о методах повышения эффективности таможенного администрирования. «Мы стоим горой за отечественных товаропроизводителей, а вовсе не за выполнение планов», - подчеркнул глава ФТС, отметив, что если у предпринимателей на местах возникает недопонимание с местными таможенными службами, они могут напрямую обращаться в головную организацию для разрешения спорных вопросов.
   «Из года в год мы призываем отечественного потребителя выбирать на рынке российские товары, но вопрос в том, а есть ли из чего выбрать?» - неожиданно повернул дискуссию президент Академии проблем качества Геннадий Воронин. По его мнению, если на продовольственном рынке выбор отечественных товаров существует, то о промтоварах говорить не приходится.
   Свое мнение Г. Воронин подкрепил данными Росстата, согласно которым общий прирост производства в России составляет 6-7%, а по таким товарам, как трикотаж, объем составил 97% по сравнению с уровнем 2004 года, бытовая техника - 89%. Но это еще полбеды, поскольку, по данным Воронина, каждый третий российский магазин торгует контрафактным товаром. «Бороться с этим невозможно, контрафакт поступает небольшими партиями, а по УК торговля контрафактом наказуема, только если речь идет о крупных партиях», - пояснил Г. Воронин. Он также отметил, что на сегодняшний день система государственного надзора за качеством выпускаемой продукции разрушена полностью. Сегодня в России в ней работают порядка 700 человек, для сравнения в Германии этим вопросом занимается 32 тыс. человек.
   Поэтому, по его мнению, перед тем как провозглашать лозунг «Производите больше российских товаров!», неплохо бы сначала разобраться с тем, как и что производить.
   Г. Воронин отметил, что практика обеспечения конкурентоспособности российских товаров на деле выглядит так: из 151 тыс. российских предприятий, занятых в промышленном производстве, только на 3,5 тыс. внедрена система менеджмента качества. «Из них половина куплена, половина внедрена кое-как, и реально, по-настоящему, работают только порядка 500 предприятий», - сообщил президент Академии проблем качества. Не менее удручающая картина с конкурсами и премиями в области качества. По словам Г. Воронина, все эти мероприятия нужны, но участие в них принимает не более 2% всех предприятий. «Где остальные 98%, и какие нерешенные проблемы с качеством продукции не дают им участвовать в конкурсах?» - задался вопросом Г. Воронин.
   По его мнению, говорить о конкурентоспособности экономики невозможно без внедрения системы менеджмента качества, без борьбы с фальсификацией.
   Логическим продолжением темы стало выступление президента Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александра Иоффе, который отметил, что, для того чтобы покупать товар, нужно, чтобы его произвели с хорошим качеством и в достаточном количестве, и «в этом вопросе огромно значение малого и среднего бизнеса».
   А. Иоффе остановился в своем выступлении на проблемах, которые сдерживают развитие малого и среднего бизнеса. Он отметил, что с 1994 года количество малых предприятий в России остается неизменным – их 900 тыс. (в США 27 - млн).
   Одной из главных проблем президент РАРМП назвал проблему налоговой политики. По его мнению, развитие производственного малого бизнеса тормозят такие нерешенные вопросы, как переход малых предприятий на упрощенную систему налогообложения, налог на вмененный доход, зачет НДС для малых предприятий, который решен, но таким образом, что разрывает цепочку взаимодействия между малыми и крупными производственными предприятиями. Не иначе как налоговым терроризмом А. Иоффе назвал принятие решения ФНС о новых планах по проведению проверок малых предприятий. «При этом у нас создана дикая средневековая система налогообложения, в которой даже квалифицированный бухгалтер не всегда сумеет разобраться. Необходимо резко упрощать систему налогообложения», - считает А. Иоффе.
   Он также подчеркнул, что, прежде чем осваивать международный рынок, необходимо развивать рынок межрегиональный, отметив, что важную роль в развитии межрегиональных связей играет Система ММЦ и межрегиональные центры промышленной субконтрактации и партнерства. Однако для обеспечения более эффективного взаимодействия необходима "интернетизация бизнеса, чтобы не выходя из дома, одним движением мышки предприниматель мог получить огромное количесво полезной деловой информации", сказал он в заключение.
   ИА "Альянс Медиа"