19.12.2006  Комитет по инвестиционной политике ТПП РФ подвел итоги года

   19 декабря подвел итоги уходящего 2006 года Комитет по инвестиционной политике ТПП РФ.
   Глава Комитета Антон Данилов-Данильян предоставил слово председателю Комитета по инвестиционной политике Южно-Уральской ТПП Алексею Овакимяну, который рассказал о деятельности комитета: он образован в 2004 году и действует как некоммерческое предприятие, отдав "платные" функции поиска инвестора, переговоров и согласований по поводу каждого конкретного инвестиционного проекта "Инвестиционному Центру" ЮУТПП. За небольшую плату ИЦ ЮУТПП разрабатывает для предпринимателей бизнес-планы, проводит маркетинговые исследования и сопровождает инвестиционный проект на всех стадиях вплоть до окончательной реализации.
   Сам же Комитет ЮУТПП по инвестиционной политике занимается борьбой за снижение административных барьеров: А. Овакимян привел в качестве примера опыт американской компании, которая должна была получить для полного согласования строительства завода в Челябинской области 67 подписей должностных лиц, в то время как в Китае ту же самую процедуру визировали всего три ответственных лица.
   Комитет, по словам А. Овакимяна, видит первоочередной своей задачей развитие инвестиционного рынка области, повышение уровня информированности инвесторов о перспективных проектах территории, причем основной упор здесь делается на инвесторов из других регионов.
   За время работы комитета инвестиции в основной капитал Челябинской области выросли на 13%, иностранные инвестиции в экономику региона в 2006 году выросли на $21 млрд.
   Вступил в силу областной закон о стимулировании инвестиционной деятельности и поддержке предпринимательства. На очереди - утверждение в областном правительстве программы развития женского и семейного предпринимательства, а также программа развития климатических курортов и строительной индустрии. Распределением средств по программам занимается Экспертно-консультативный совет области, куда входят и представители ЮУТПП, сообщил А.Овакимян.
   Кроме того, на базе крупного радиозавода «Полет» создан инвестиционный технопарк и бизнес-инкубатор, рассчитанный на сто малых предприятий, совершенствуется система информационно-консультационных центров для челябинских МП, сообщил Овакимян.
   Глава комитета выделил шесть основных трудностей на пути эффективной инвестиционной политики и развития предпринимательства:
   - административные барьеры, например, неоправданно строгие нормативы пожарной службы (строящийся объект не должен быть от пожарной части дальше, чем предусмотрено временем прибытия пожарной команды, и не должен быть выше, чем выдвижная пожарная лестница),
   - энергодефицит, тормозящий развитие МП,
   - истощение сырьевой базы металлургических предприятий, являюшихся основой экономики области (в советский период - 67% экономики области в долевом исчислении),
   - уменьшение доли машиностроительной отрасли, которая поддерживается на плаву лишь уменьшившимся в два с лишним раза госзаказом (с 40 до 16%),
   - недостаточный опыт работы предприятий с инструментами фондового рынка, - слабость логистической структуры региона, являющегося границей с Казахстаном и, следовательно, нуждающегося в современных логистических комплексах острее других.
   Страх перед рейдерами, добавил А.Овакимян, заставляет предприятия "закрываться": примеры удачных IPO можно пересчитать по пальцам.
   А. Данилов-Данильян добавил к выступлению А.Овакимяна, что 67 подписей еще не «рекорд»: ему известны случаи со строительством взрывоопасных объектов, на согласование которых требовалось до 3 тыс. подписей.
   А. Данилов-Данильян призвал представителя ЮУТПП приложить усилия по организации в области службы «одного инвестиционного окна», на что А.Овакимян ответил, что с малыми предприятиями согласование проходит «более-менее гладко», зато по крупным проектам «одно окно» буксует практически на каждом шагу: закон требует присутствия заявителя на каждом этапе согласования.
   На вопрос об инновационной деятельности ЮУТПП А.Овакимян рассказал об опыте инновационного бизнес-инкубатора, в котором уже некоторое время ведутся научные разработки в рамках научных учреждений и вузов, однако представляет собой определенную проблему согласование интересов ученых, погруженных в свою тематику, и интересов бизнеса, которому сплошь и рядом нужны совершенно конкретные и практические направления деятельности.
   На заседании выступил заместитель председателя Комитета по инвестиционной политике Санкт-Петербургской ТПП Игорь Калашников, представивший проект «Петербург. ХХI век».
   В задачи проекта, инициированного ТПП Питера, входит составление единой базы данных предприятий, заинтересованных в реализации своих проектов, а также единой базы инвесторов, желающих вкладывать средства в экономику Северо-Запада РФ. Хотя, заметил И.Калашников, порой оказывается, что «эти две ипостаси совмещаются в одном лице», т.е. представляющий инвестиционный проект является одновременно и его инвестором.
   Кроме того, стратегической задачей проекта является поддержка и развитие наукоемких технологий, молодых инвестиционных компаний, нуждающихся в венчурных инвестициях.
   В рамках проекта уже действует интернет-портал, включающий открытые базы данных инвесторов, на сайте представлены также и проекты, нуждающиеся в инвестициях, и новости этой сферы. Кроме того, выпускается печатное издание с подробными сведениями из базы данных, рассылаемое бесплатно заинтересованным лицам и структурам, проводится ежеквартальный круглый стол со всеми заинтересованными участниками.
   На прошедшем недавно IV Форуме малого предпринимательства Санкт-Петербурга, сообщил И.Калашников, ТПП города приняла участие в двух круглых столах – по инвестициям в малый бизнес и кредитованию МБ, на которых было констатировано отсутствие особых изменений по этим проблемам за прошедший год. И.Калашников также отметил «настороженное отношение питерского МБ» к городской ТПП, в связи с чем невозможно так, как в Челябинской области, разделить в деятельности Комитета по инвестиционной политике функции коммерческие и некоммерческие. Санкт-Петербургская ТПП как некоммерчески ориентированная структура берет за свои услуги в области инвестирования не больше 5% от стоимости проекта в целом.
   Профессор кафедры управления проектами Высшей школы экономики Владимир Коссов критически выразился о результатах исследования инвестиционной проблематики на сайтах региональных ТПП (а их насчитывается по стране 173): про его словам, инвестиционные проекты в массе своей оказываются «брошенными» на стадии самого первого инвестиционного взноса, подача информации об инвестиционных проектах на сайтах региональных ТПП разрозненна и пока не поддается стандартизации, а ТПП является по-прежнему единственной структурой, которой интересно глобальное наблюдение за этой тематикой.
   Общий вывод по итогам года сделал ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Евгений Баранов. Он обозначил три направления деятельности комитета:
   - региональные инвестиции,
   - венчурная политика,
   - особые экономические зоны.
   Евгений Баранов считает, что комитету необходимо тесно сотрудничать с «близкими по духу» комитетами ТПП РФ. Инвестиционное направление в деятельности ТПП РФ "относительно молодо", заявил он, и из сорока двух наиболее крупных палат лишь половина имеет на своих интернет-ресурсах хоть какое-то упоминание об инвестиционной тематике, только семь из них имеют отдельные инвестиционные комитеты, причем лидером направления, вполне профессионально разделившим функции коммерческие и административные, является Челябинская ТПП.
   Глава Комитета по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян напомнил собравшимся о скорой ротации комитета и призвал приглашать на ежемесячные заседания активных членов предпринимательского сообщества, способных подавать значимые идеи для дальнейшего развития инвестиционной экономики в России.
   ИА "Альянс Медиа"