20.03.2002  Челябинская область: развитие предпринимательства в современных условиях

   На научно-практической конференции в Магнитогорске, посвященной проблемам и перспективам развития предпринимательства в современных условиях, были представлены интернет-проекты малого бизнеса из Челябинской и Свердловской областей. Малый бизнес почувствовал в себе силы занять свою нишу в интернет-экономике, информационные технологии сделать бизнесом в чистом виде.
   В этом стремлении он уже опережает крупных и неповоротливых операторов рынка, которые рассматривают Интернет и связанные с ним преимущества лишь в прикладном значении, как некую возможность сделать основной бизнес более комфортным и эффективным, но не как самостоятельную сферу предпринимательской деятельности.
   Приобщение малого бизнеса к Интернету шло через реализацию совместных проектов исполнительной власти, торгово-промышленных палат и агентств по развитию бизнеса в регионах, направленных на информационное обеспечение предпринимательства.
   В Челябинской области, например, агентство поддержки предпринимательства создало и поддерживает такой ресурс, как "Оборудование для малого и среднего бизнеса". Это классический пример прикладного использования Интернета в целях информационного обеспечения бизнеса. На сайте представлена исчерпывающая информация об оборудовании, его поставщиках, а также о способах и средствах делать на этом оборудовании бизнес.
   Подобных сайтов по самым разным отраслям и направлениям в России множество. Челябинское агентство поддержки предпринимательства сделало попытку их систематизировать. Появился еще один сайт - каталог ценных информационных интернет-ресурсов для предпринимателей, на котором в настоящее время представлено более 5,5 тысячи ресурсов, а в перспективе их количество должно возрасти до 15 тысяч. В отличие от большинства поисковых систем данный сайт позволяет буквально в считанные секунды найти полезную для предпринимателя информацию.
   Сервисно-информационный акцент данных интернет-проектов, реализуемых при поддержке власти и на выделяемые ею средства, вполне очевиден. Но малый бизнес разработал ряд чисто коммерческих интернет-проектов.
   Весьма характерно, что значительная часть представленных в Магнитогорске проектов была так или иначе связана с государственными структурами, хотя и не ориентирована только на бюджетные деньги.
   Например, проект челябинского Агентства развития бизнеса представляет собой интернет-портал для информационного обеспечения муниципальных и областных закупок. Слова "информационное обеспечение" не должны вводить в заблуждение: речь идет о создании на интернет-ресурсах полноценной торгово-закупочной площадки наподобие биржи, через которую областные власти смогут производить закупки товаров для нужд бюджетных организаций. Если учесть, что объем областного госзаказа в 2002 году составит порядка 8 млрд рублей, то станет понятно, насколько привлекателен этот рынок для малого бизнеса. От участия в таком проекте выиграют все: и предприниматели, которые смогут получить свою долю бюджетного пирога, и бюджет, который сэкономит за счет конкурсного подхода к выбору исполнителя заказа, и организаторы площадки, потому что это реальный оборот и реальный бизнес. Если даже этот проект первоначально будет некоммерческим, то есть бесплатным для его участников, то в перспективе он все равно принесет немалые дивиденды организаторам.
   Екатеринбургская фирма СКБ "Контур" представила в Магнитогорске две разработки: систему сдачи налоговой отчетности через Интернет и проект единого расчетного центра жилищно-коммунальных услуг.
   Из числа чисто коммерческих интернет-проектов малого бизнеса выделяется электронная биржа металлов, созданная частной фирмой "Уралэлектрокомплект" из Челябинска.
   По словам ее генерального директора Глеба Нестерова, в рамках проекта электронной биржи удалось объединить более 350 фирм, торгующих металлопрокатом в Челябинске. В базе данных биржи содержится информация о 160 российских заводах - производителях металлопроката. Реальную отдачу от этого проекта могут получить около сотни компаний-металлоторговцев, которые работают с биржей через Интернет. Организатор биржи получает свой доход в виде комиссионных за оказываемые коммерческим фирмам услуги.
   Перспективы авторы проекта рисуют грандиозные: акционирование биржи, создание филиалов по всей стране, создание параллельных торговых площадок (по ликеро-водочной и кабельной продукции такие площадки уже действуют).
   Малый бизнес решительно устремился в виртуальные просторы. И все-таки для реального успеха интернет-проектов необходимо выполнение еще одного условия: Интернет должен стать частью нашей жизни. Пусть не всех, и даже не большинства, а хотя бы 25 - 30%. Пока же мы имеем, по различным оценкам, неутешительные 2 - 5% интернет-пользователей.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Эксперт-Урал" №11