05.07.2007 Закон о развитии МСП принят во II чтении В четверг, 5 июля, Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Как сообщила в своем докладе заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина, к законопроекту поступило 125 поправок, 39 из которых рекомендовано комитетом к принятию, 86 – к отклонению. В новой редакции законопроекта сохранены критерии выручки или балансовой стоимости, против которых выступало предпринимательское сообщество. При этом Е.Панина сообщила, что предельные размеры выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В полной мере эта норма будет действовать с января 2010 года. Также в новой редакции существенно доработан глоссарий законопроекта (прежде всего это относится к определению федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства). Уточнена норма об особенностях приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства государственного и муниципального имущества: появилась норма о льготном порядке расчета за приватизацию такого имущества предприятиями МСБ. Статья о ведении реестров субъектов малого и среднего бизнеса - получателей поддержки сохранена в законопроекте в прежней, правительственной редакции. Документ содержит и статьи, предусматривающие оказание поддержки малому и среднему инновационному и производственному бизнесу и предпринимательству в сфере ремесленничества. Конкретизированы нормы статьи об имущественной поддержке, прежде всего это касается формирования на всех уровнях перечня государственного и муниципального имущества, которое целевым образом будет предоставляться малому и среднему бизнесу. Эти нормы, отметила Е.Панина, требуют внесения дополнений в 184-ФЗ (о компетенции субъектов РФ) и 131-ФЗ (о компетенции органов местного самоуправления), предоставляющих властям этих уровней право формировать фонды имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Депутатами Госдумы два законопроекта, предусматривающие внесение этих изменений в действующее законодательство, уже разработаны, направлены на согласование в регионы, и, вероятно, уже в сентябре ГД рассмотрит оба эти документа. В ходе обсуждения депутат Олег Шеин высказал мнение, что в законопроект необходимо внести норму преимущественного выкупа малым и средним бизнесом арендуемых помещений. Однако Е.Панина отметила, что данная норма является предметом закона о приватизации, а не закона о развитии малого и среднего бизнеса. «Здесь мы устанавливаем возможности, а конкретика должна быть в другом законе», - заявила она. По итогам обсуждения депутаты поддержали данный законопроект: «за» высказались 408 депутатов, против – один, воздержавшихся не было. В беседе с журналистами Е.Панина назвала рассмотренный сегодня законопроект «серьезным», «базовым» и даже «революционным». Отметив, что в документе удалось прописать возможности для оказания малому и среднему предпринимательству имущественной, информационной, консалтинговой, финансовой и проч. поддержки, запред Думского комитета в то же время сообщила, что предстоит еще серьезная работа по принятию двух законопроектов, вносящих изменения в 184-ФЗ и 131-ФЗ. Она заявила, что весь пакет законопроектов, связанный с развитием в РФ малого и среднего предпринимательства, должен быть принят до конца 2007 года с тем, чтобы в январе 2008 года он мог вступить в силу. По просьбе ИА «Альянс Медиа» Е.Панина остановилась на одном из наиболее дискуссионных вопросов законопроекта – вопросе критерия выручки для отнесения предприятий к малому или среднему бизнесу. Подчеркнув, что обойтись лишь одним критерием – численности работников – нельзя, о чем свидетельствует и мировая практика, она отметила, что России также нужен дополнительный критерий. Запред комитета сообщила о достигнутой договоренности с правительством по выходу постановления, устанавливающего предельные размеры выручки, в предельно сжатые сроки. В то же время на сегодняшний день существует довольно масштабное исследование Торгово-промышленной палаты, позволяющее определить эти размеры следующим образом: для микробизнеса – 65 млн рублей, для малого бизнеса – 250 млн рублей, для среднего – 1 млрд 550 млн рублей. «Мы будем стараться добиться от правительства, пока нет данных сплошного статистического обследования, принять за основу цифры ТПП РФ», - сообщила Е.Панина, добавив, что эти предельные размеры критерия соответствуют европейским. Также она прокомментировала ситуацию с внесением в законопроект статьи о реестрах малого и среднего предпринимательства в правительственной редакции: предполагается, что в этих реестрах будут регистрироваться лишь предприятия-получатели государственной поддержки. Ранее предпринимательским сообществом предлагалось принять эту статью в иной редакции: реестры должны были включать в себя все субъекты малого и среднего предпринимательства, пожелавшие зарегистрироваться в них, то есть формироваться по принципу Реестра субъектов малого предпринимательства г. Москвы. Е.Панина считает нецелесообразной двойную регистрацию предпринимателей в качестве субъектов малого и среднего бизнеса, что произойдет, если компании, помимо регистрации в налоговых органах, будут вынуждены регистрироваться также и в реестре. Сам же реестр, по ее словам, необходим для обеспечения прозрачности предоставления поддержки малому и среднему бизнесу. Третье чтение законопроекта о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ состоится завтра, 6 июля. ИА "Альянс Медиа" |