21.05.2005  Новгородская область: предприниматели не спешат осваивать банно-прачечную сферу

   Новгородское муниципальное банно-прачечное предприятие осенью прошлого года отметило полувековой юбилей. И сегодня новгородская баня остается в своем роде одним из последних оплотов социализма в городе: здесь до сих пор сохраняют льготы для некоторых категорий граждан, а о приватизации бань и прачечных нет и речи.
   Из более чем двухсоттысячного населения города в неблагоустроенном жилье (общежитиях, частном секторе) проживают 10 тыс. семей, поэтому баня - предприятие социально значимое. До сих пор 50-процентная скидка на услуги бань действует для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I группы по общему заболеванию, инвалидов - малолетних узников фашистских концлагерей, инвалидов - жертв политических репрессий, а также в общих и душевых отделениях для детей до 7 лет. Причем 85% посетителей пользуются общими и душевыми отделениями, а значит, не способны позволить себе коммерческую помывку.
   Стоимость билета в баню в Новгороде - одна из самых высоких по Северо-Западу: 25 рублей в будни, 60 - в выходные. Тем не менее муниципальное унитарное банно-прачечное предприятие, в составе которого - 7 бань, 7 пунктов приема белья и 4 прачечные самообслуживания, несет серьезные убытки.
   Как отметил депутат городской думы Виктор Кузнецов, банная тема поднималась на заседаниях депутатских комиссий. По информации директора МБПП Нины Чиркиной, городские бани не целиком зависят от городского бюджета: помимо традиционных профильных услуг (сауны, отдельные номера с бассейнами, стирка белья и подушек), предприятие открыло платную стоянку, занимается производством мебели, деревообработкой и продвижением своих услуг путем участия в общегородских выставках, проводимых торгово-промышленной палатой.
   Придет ли частный бизнес в банно-прачечную сферу? Начальник управления развития малого и среднего бизнеса городской администрации Станислав Перилов сказал, что до сих пор у новгородских предпринимателей не возникало желания заниматься банным бизнесом: слишком специфичен этот вид деятельности, он требует специально оборудованных помещений, которые вряд ли возможно размещать в жилом фонде. В городе есть множество частных саун, если учитывать все спортивные клубы и кафе. Но в таких заведениях помывочная деятельность скорее сопутствующая, чем профильная.
   Скепсис по поводу прихода в эту сферу частного бизнеса вполне понятен: оказание социальных услуг (а именно этим и занимается банно-прачечная отрасль) вряд ли способно принести прибыль. Тем более что богатый клиент предпочитает построить загородный дом с баней, чем ходить в общественное заведение. Несколько лет назад в Новгороде рассматривали другой проект тепловодного бизнеса - аквапарк в северной части города. Однако иностранные инвесторы пришли к выводу , что город слишком мал, и окупаемость проекта затянется на долгие годы.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Экономика и Время"