24.03.2006  ТПП РФ: легпром «убивают» не челноки, а государственная политика

   В четверг, 23 марта, в ТПП РФ обсудили проблему формирования потребительского рынка товаров текстильной и легкой промышленности. Совместное заседание двух комитетов палаты - по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности и комитета по развитию потребительского рынка - прошло в режиме противостояния двух главных игроков в этом вопросе на российском рынке: производителей, работающих в легкой промышленности, и представителей торговых сетей. Участники совещания были единодушны в одном: без вмешательства государства в лице МЭРТ эту проблему с мертвой точки не сдвинуть.
   Начальник отдела промышленной политики в легкой промышленности Минпромэнерго Сергей Шумилин отметил, что решение проблемы невозможно без госрегулирования, прежде всего, на уровне законодательства. По его словам, речь идет о разработке проекта закона о регулировании розничной торговли и общественного питания в РФ, который определит основы регулирования розничной торговли и полномочий всех органов власти в области регулирования розничной торговли. В настоящее время более 600 законов и нормативных актов регулируют эту деятельность.
   «В России нет цивилизованного рынка, обеспечивающего конкурентоспособность, правильное ценообразование на товары, и не созданы условия для мониторинга рынка с целью определения технической и технологической политики предприятий», - утверждает С. Шумилин. По его оценке, 62,4% изделий легкой промышленности попадают на рынок из "теневого" производства.
   С. Шумилин напомнил, что в 2005 году оборот розничной торговли составил 6,9 трлн руб., темпы роста составили 112%. В структуре розничного товарооборота непродовольственные товары составляют 54%. Доля изделий легкой промышленности в ней - 33,7%. При этом, как отмечает С. Шумилин, продажа товаров легкой промышленности осуществляется в основном на вещевых рынках: там сегодня продается 64% швейных изделий, 56% кожаной обуви, 57% меха и меховых изделий, 66% верхнего трикотажа. «Все это - торговля без кассовых аппаратов, без сертификатов качества и без налогов. Но главное - это устойчивый рынок сбыта незаконно произведенного и ввезенного без таможенного оформления товара», - сообщил чиновник Минпромэнерго.
   Такой вывод подтверждают данные Росстата: при проверках качества швейных изделий выявленный брак составил 51%, из них 45% - выбраковки по причине нарушения правил маркировки и отсутствия сопроводительных документов. Проверки обуви показали 51,5% и 37,1% соответственно, трикотажа - 23,7% из 31%.
   Ссылаясь на прогноз ВНИИ потребительского рынка и мониторинга, он сообщил, что общий оборот розничной торговли в 2006г. составит 8,6 трлн руб, в 2008 г. – 15,8 трлн руб. Оборот непродовольственной группы товаров к 2006 году достигнет уровня 4,65 трлн руб, в 2008 г. – 6,7 трлн руб. Если в 2006 году на рынке будет потреблено товаров на сумму 2 трлн 36 млрд руб, то в 2008г. – потребность достигнет 3,4 трлн руб. Доля промышленных товаров составит 50% от всех непродовольственных товаров. «Это и есть удвоение ВВП, но для этого потребуется создать законные условия работы на рынке и обеспечить его прозрачность», - заключил С. Шумилин.
   По его словам, создание рынка и защита от теневого товара – вопрос сложный. Многие меры неоднозначно воспринимаются министерствами и ведомствами. В частности, МЭРТ не поддержало законодательную инициативу, ограничивающую «челночный» бизнес - постановление о снижении норм ввоза гражданами товаров для собственных нужд.
   При этом, идет постоянное снижение позиции отечественных товаров. В 2005 году доля товаров легкой промышленности составила 17,7% от общего объема потребления.
   «Рынок насыщен, но его главный бич - "теневое" производство на территории России и неофициальные инвестиции в объеме более 870 млрд руб. Это тормозит развитие текстильной и легкой промышленности», - отметил представитель Минпроэнерго.
   Участники совещания отметили, что торговля не заинтересована в наводнении рынка отечественными товарами. Производители предъявляли претензии к торговым сетям. Главная из них - невозможность реализовать продукцию через торговые сети из-за кабального договора, который предлагается в интересах одной стороны – торговли.
   У представителей таких сетей как «Ашан» и «Вещь» были свои претензии к продукции отечественных производителей: зачастую товар не конкурентоспособен по качеству и цене, кроме того, современного покупателя не устраивает дизайн предлагаемой продукции, уступающий западным аналогам. При этом оба представителя сетей выказали готовность к сотрудничеству, как с крупными российскими компаниями, так и с малыми производственными компаниями. «Главный критерий: дизайн, цена и качество. А кто производит продукцию – предприятие-монстр или небольшая фабрика - не имеет никакого значения», - пояснил генеральный директор ТС «Вещь» Олег Румянцев.
   Руководители предприятий если и приняли замечания, то с большой натяжкой.
   Директор АО «Павлово-Посадский камвольщик» Юрий Коневего усомнился в том, удастся ли сохранить отрасль. По его мнению, легкая промышленность в сырьевой стране - просто лишнее звено. "Сырьевой стране, которую заполонил доллар, требуется избавляться от избытка валюты. Китайские производители успешно справляются с этой задачей. Это удобно с точки зрения макроэкономики: исчезают инфляционные процессы", - отметил он.
   Ю. Коневего считает, что решить проблему можно за счет введения меры, обязывающей торговые сети в общем объеме реализовывать определенную долю российских товаров. «И решать этот вопрос необходимо не на уровне отдельных регионов, а на государственном уровне», - уверен промышленник.
   Начальник управления по координации работы с предприятиями пищевой и легкой промышленности Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Раиса Мельникова отметила, что московские предприятия не могут реализовать свою продукцию в торговле города. Производителям качественных и безопасных для здоровья человека товаров ничего не остается, как создавать собственную торговую сеть. Директора отвлекают 30% от прибыли на поиск или создание торговой сети. У большинства предприятий только один выход - снижать объемы производства и сдавать площади, что в конечном итоге приводит к закрытию предприятия. «Система промышленности работает сама по себе, а рынок - сам по себе. Мы должны навести порядок в торговой сети. Ее руководители не должны забывать, что их магазины стоят на российской земле», - заключила она.
   Андрей Разбродин, президент ПТО «Даргиз», фирмы, успешно реализующей свою продукцию через торговые сети, сообщил, что требования сетей – нормальное явление в рыночных условиях. Другое дело, что в России производитель не может диктовать условия входа иностранных торговых сетей на российский рынок. «Мы принимаем всех и без установления правил игры на рынке», - отметил бизнесмен.
   По его мнению, не стоит во всем винить сети, которые решают свою коммерческую задачу - максимального извлечения прибыли. Необходимо создавать условия, стимулирующие развитие промышленности по аналогии с развитыми странами, где приняты правила формирования розничного и оптового рынка. Кроме того, такие меры, по мнению главы ПТО «Даргиз», подстегнут западные инвестиции в развитие производства на российской территории.
   По итогам заседания его участники внесли предложение - активизировать содействие в продвижении отечественных товаров на российский рынок; привлечь к этой проблеме заинтересованные министерства и ведомства, в частности, МЭРТ, а также представителей региональной власти с учетом мнения представителей промышленных и торговых сообществ.
   ИА "Альянс Медиа"