04.03.2005 Увеличение порогового значения годового оборота при переходе на "упрощенку" до 20 млн рублей - лишь покроет инфляцию В четверг на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ, направленных на уточнение отдельных положений специальных налоговых режимов для малого бизнеса». C основным докладом по вопросу выступил министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он сообщил, что законопроект регулирует налогообложение малого бизнеса. Основная задача проекта, по его мнению, - совершенствовать налоговые режимы для малого бизнеса на основе двухлетней практики их применения, тем самым обеспечить реализацию дополнительных возможностей для малого бизнеса в части расширения производства. «Мы понимаем, что малый бизнес России развивается еще недостаточно. Налоговый режим – одна из мер, которая должна поддержать малый бизнес», - подчеркнул Алексей Кудрин. Он рассказал, что названные главы были введены в НК РФ в 2003 году, количество малых предприятий в 2004г. увеличилось чуть больше, чем на 1%. При этом объем выпускаемой продукции в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличился на 44%, доля в ВВП увеличилась в 2004 году по сравнению с 2002г. на 28%, сообщил министр. За последний год количество налогоплательщиков, работающих по «упрощенке», увеличилось в 4 раза, на 27%. Это говорит о том, что часть предприятий малого бизнеса были созданы вновь или начали работать в новых условиях, новый налоговый режим стал стимулирующим, считает А. Кудрин. «Часть предприятий, ранее не находившихся в зоне 15 млн рублей оборота, перешли в эту зону, возможно, разделили свой бизнес и стали получать эти льготы», - заявил А. Кудрин. В 2004 году доходы от применения упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, по его словам, увеличились на 66%. «Мы расширили сферу применения данной системы, теперь в него входит и торговля. Мы ожидаем, что в 2005 году количество малых предприятий, работающих по такой схеме, существенно вырастет», - сказал А. Кудрин. В рассматриваемом законопроекте, по его словам, предлагается запретить применять упрощенную систему налогообложения бюджетным организациям и ряду других, но отныне разрешается применять ее муниципальным унитарным предприятиям, некоммерческим организациям, в том числе организациям потребительской кооперации. Законопроект, по словам министра, также существенно расширяет порядок расходов, которые могут быть отнесены на снижение налогооблагаемой базы. А. Кудрин сообщил, что ключевой момент законопроекта в том, что предлагается повысить планку годового оборота для малых предприятий, имеющих право переходить на упрощенную систему налогообложения, с 15 до 20 млн рублей. «Это примерно соответствует уровню инфляции за эти годы», - подчеркнул А. Кудрин. По его словам, при таком повышении ожидается выпадение доходов в размере 10 млрд рублей. «Мы считаем, что держать эту планку надо на небольшой высоте, которая позволяет вступать в бизнес обычным людям, малым предприятиям, где не требуется бухгалтер», - пояснил он. Существеннее увеличивать оборот нельзя, так как это будет способствовать делению крупных предприятий с целью минимизации налоговых издержек, считает министр. Что же касается ЕНВД, то, по словам министра финансов РФ, в законопроекте уточняется перечень видов деятельности, которые облагаются данным налогом, и коэффициенты, которые позволяют рассчитывать данный налог. Доклад министра финансов РФ вызвал бурное обсуждение данного вопроса. В частности, представители предпринимательского сообщества посчитали предлагаемые изменения недостаточными для обеспечения прорыва в развитии малого бизнеса. Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов заявил, что только фонд заработной платы малого предприятия с численностью до 100 человек в год составляет около 15 млн рублей. «Я бы не очень гордился увеличением числа предприятий, которые перешли на «упрощенку». Это лишь инерционный процесс для самых маленьких предприятий», - сказал С.Борисов. По его мнению, для производственных предприятий это изменение ничего не дает. С. Борисов подчеркнул, что примеров деления крупных предприятий пока никто из отстаивающих такую точку зрения привести не смог. ЕНВД, по мнению С. Борисова, напротив, зачастую используется крупными предприятиями. Он предложил сделать так, чтобы ЕНВД могли платить только малые предприятия и отменить обязательное использование ККМ для предприятий, пользующихся этим налогом. Вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко подчеркнул, что поскольку повышение годового оборота до 20 млн рублей лишь покрывает уровень инфляции предыдущих лет, то такое изменение практически не дает никаких улучшений положения малого бизнеса. Он заявил: «Нам необходимо решить, что мы хотим от малых предприятий – скачок вверх или движение мелкими шажками». При этом В. Страшко подчеркнул, что для существенного увеличения доли малого бизнеса в ВВП необходимо развивать инновационные, венчурные предприятия. Он предложил ввести дифференцированный подход к некоторым отраслям промышленности, с тем, чтобы поддержать инновационный малый бизнес. Министр образования РФ Андрей Фурсенко предложил увеличить в 1,5-2 раза допустимый размер остаточной стоимости нематериальных активов предприятий. По его мнению, 100 млн рублей – это очень мало даже для небольшого предприятия, мешает постановке на учет нематериальных активов. Министр экономического развития и торговли Герман Греф поддержал на заседании инициативу С. Борисова и предложил внести в протокольное решение заседания предложение о том, чтобы дополнительно рассмотреть вопрос об отмене обязательного использования ККМ для предприятий, платящих ЕНВД. В завершение заседания итог подвел Александр Жуков, вице-премьер правительства. Он заявил, что законопроект в целом одобрен. Минфину, МЭРТ и Минюсту поручено доработать законопроект с учетом соответствующих предложений, прозвучавших на заседании. ИА "Альянс Медиа" |