12.03.2008 Москва: ЦВК «Экспоцентр» внедряет новые выставочные технологии В прошлом году аудитория всех выставочных мероприятий, прошедших в России, составила более 10 млн человек, из которых 3 млн – отраслевые специалисты. Ежегодно в выставках на российских площадках принимают участие порядка 150 тыс. предприятий и фирм из 108 стран мира. В этой сфере активно работает около 450 фирм-операторов, которые ежегодно проводят более 2500 выставочных мероприятий. Российские предприниматели активно используют выставочно-ярмарочные мероприятия в качестве реального инструмента развития своего бизнеса, продвижения своих товаров на внешние рынки. В России крупнейшим организатором выставок, в том числе и международных, был и остается ЦВК «Экспоцентр». За последние два года в Экспоцентре были внедрены принципиально новые клиентоориентированные услуги, в том числе с использованием современных информационных технологий. В Европе считается успехом, когда обучающие семинары посещает две-три сотни специалистов в год. В семинарах Экспоцентра только в 2007 году приняло участие более 700 представителей фирм и организаций, а самым многочисленным стал семинар для экспонентов главной продовольственной выставки страны «Продэкспо-2008», который собрал представителей 135 компаний. Программа семинаров создается на основе опросов экспонентов, исходя из их пожеланий. Максимально учитывается опыт и рекомендации UFI и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). Семинары состоят из двух частей. Сначала представители выставочных дирекций и других служб Экспоцентра рассказывают обо всех аспектах участия в выставках, акцентируют внимание слушателей на дополнительных и новых услугах ЦВК «Экспоцентр», выставочном распорядке, отвечают на многочисленные вопросы участников. Вторая часть – это самостоятельный маркетингово-ориентированный курс обучения эффективной работе на выставке. На семинарах присутствуют все категории слушателей: от руководителей и топ-менеджеров до рядовых сотрудников оперативных и функциональных подразделений, обеспечивающих участие компании в выставке. Но информация дается таким образом, чтобы все категории слушателей получили важную и полезную для них информацию. Помимо устной информации, слушатели семинаров получают учебное пособие по выставочному маркетингу и другие материалы, с помощью которых они смогут оживить знания, полученные в аудитории. Важно, что все семинары Экспоцентра ориентированы на участников конкретных отраслевых выставок. Между разными по тематике семинарами есть отличия. Одно дело – выставки потребительских товаров, совсем другое – смотры машинно-технической и наукоемкой продукции. Начиная с весны 2008 года, Экспоцентр начинает собирать статистику повторных семинаров по одним и тем же выставкам. Предстоит оценить влияние семинаров на динамику выставочных мероприятий по коммерческим показателям и по косвенным факторам успеха, включая лояльность клиентов, долю бизнес-посетителей и пр. Опыт проведения семинаров настолько полезен и важен, что можно ожидать его активного продвижения в регионы. Там с энтузиазмом внедряют новые бизнес-процессы, а территориальная удаленность стимулирует развитие новых информационных технологий для бизнеса. Безусловно, в регионах имеется большая потребность в обучении – в Экспоцентре видят заинтересованность не только со стороны выставочных компаний, но и территориальных торгово-промышленных палат. Возможно, первой ласточкой для начала работы в этом направлении станут семинары в «Мордовэкспоцентре» под эгидой ТПП Республики Мордовия. Конечно, нужны общие стандарты обучения. Выработать их можно лишь совместными усилиями профессионалов, практиков и всего выставочного сообщества. Резонно предположить, что это должно делаться под эгидой РСВЯ и Торгово-промышленной палаты России, там есть необходимые структуры и опытные специалисты. По отзывам большого числа экспонентов, как российских, так и зарубежных, за последний год Экспоцентр совершил настоящий прорыв в деле внедрения современных выставочных технологий. Ярким примером этого может служить система предварительного назначения деловых встреч (matchmaking), впервые введенная в действие на этапе подготовки выставки «Связь-Экспокомм» весной 2007 года. На чем основана работа этой системы? Как показывает статистика, более 80% посетителей любой выставки Экспоцентра – специалисты-профессионалы, которые стараются максимально использовать выставочный раунд для организации встреч, проведения переговоров, установления партнерских отношений. Система matchmaking является универсальным инструментом, способным обеспечить планирование встреч с экспонентами на выставке. В итоге работа всех участников выставочного процесса становится на порядок более эффективной. Изучив зарубежный опыт, Экспоцентр создал собственную систему, ориентированную на специфику российского рынка. Главное отличие от иностранных аналогов – бесплатность услуг (за рубежом они стоят в среднем 100–150 евро). Каждый экспонент, который решил воспользоваться системой matchmaking, открывает на мини-сайте выставки персональный «виртуальный кабинет», где может разместить информацию практически неограниченного объема о своих товарах, услугах и бизнес-предложениях. Нет сомнений, практически все экспоненты заинтересованы в получении качественной базы данных посетителей профильной выставки предыдущего года. В Экспоцентре решили пойти им навстречу и свести две аудитории – разместить информацию о специалистах, побывавших на той же выставке год назад (разумеется, с их согласия). И это резко повысило востребованность системы. Дополнительно по адресам участников системы периодически осуществляется электронная рассылка, напоминающая им о предлагаемых возможностях и полученных на их имя запросах. В итоге к моменту открытия выставки у огромного числа экспонентов Экспоцентра уже складывается расписание согласованных встреч. Закономерно, что на сегодняшний день система в наибольшей степени востребована зарубежными участниками, прекрасно понимающими свою выгоду. В то же время за последний год matchmaking стал набирать популярность и у российских предпринимателей, потому что это надежный способ организовать переговоры с востребованным специалистом, особенно зарубежным, программа переговоров которого расписана задолго до открытия выставки. Интернет сейчас используется всюду, где присутствует маркетинг и есть товар для продвижения на рынок. Активно применяются его универсальные возможности и в Экспоцентре. Это не только сайты и система matchmaking, но еще и on-line-регистрация, внедренная в Экспоцентре в течение последних двух лет. Данный информационный сервис успешно функционирует, наглядным подтверждением чего является отсутствие очередей при входе на выставки. На входе в Экспоцентр можно без задержки получить регистрационный бейдж и ежедневно проходить на выставку. Особенно востребована эта услуга со стороны специалистов из российских регионов. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |