23.10.2004 Сам себе моралист Социологи, экономисты и психологи до конца пока не договорились, по каким признакам обыкновенного жулика и примитивного спекулянта можно отличить от предпринимателя. Один из критериев - нравственность. О природе "честного слова", многоликости "порядочного человека" и других аспектах кодекса чести современных бизнесменов рассказала “Российской Газете” сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук Алла Купрейченко. - Кто такие, с вашей точки зрения, предприниматели? - Я считаю, что ключ к ответу - степень ответственности человека за дело, которым он занимается, и способность рисковать не только своим рабочим местом, но и деньгами. Ну а вот является ли он собственником предприятия, на мой взгляд, менее важно. - Купеческое "честное слово" в свое время было чуть ли ни правовой категорией. Других гарантий при заключении даже очень крупных сделок не требовалось. А что теперь? - Торгово-промышленная палата и другие объединения бизнесменов пытаются сформировать некие моральные рамки. Солидные компании создают свои кодексы, следовать которым обязательно. Но делается это, скорее всего, потому, что зарубежные партнеры попросту не сотрудничают с российскими фирмами, где нет комитетов по деловой этике или, на худой конец, уполномоченных по этике. Логика тут простая: допустим, компанию ловят на мошенничестве, она доказывает, что с помощью комитета по этике объясняла своим сотрудникам, как должен себя вести "порядочный бизнесмен", но некий господин N не внял этим объяснениям. Значит, фирма ни при чем, и штрафы на нее не налагаются. Впрочем, этому движению "сверху" есть и встречное, "снизу". Народ понял, что время "разборок" прошло. Кое-кто из принимавших в нашем исследовании предпринимателей, а в основном это слушатели Президентской программы переподготовки менеджеров, имеют свой собственный этический кодекс. И, признаться, далеко не всегда он соответствует библейским представлениям о нравственном общении. К примеру, достаточно распространено убеждение в том, что "если человек меня хоть раз подвел, я имею полное право с ним не миндальничать". Общий кодекс сложится, думаю, очень не скоро. Ведь у нас по-прежнему сосуществуют самые разные по степени чистоты от криминала виды бизнеса. - И что там чаще встречается: "понятия" или положения из Кодекса строителя коммунизма? - Это зависит от того, откуда человек пришел и куда попал. Крупные предприниматели новой волны довольно часто жалуются на симптомы "коммунистической морали". Среди нравственных проблем, с которыми им очень тяжело справиться, практически все без исключения называют увольнение нерадивого сотрудника. Осознание того, что люди социально защищены не достаточно, не дает хозяевам покоя. А вот "по понятиям" часто как раз живут выходцы из руководящих комсомольских кадров. Они прошли очень суровую школу. Люди с другим опытом не смогли бы приспособиться к новым нравственным правилам: слишком большой риск и жесткое общение! - Раньше это называлось "звериный оскал капитализма"... - Хотя я и не работала с криминогенными структурами: в основном изучала легальный, зарегистрированный бизнес, но и там это самое выражение лица нет-нет да и мелькнет. К примеру, принцип "кто смел, тот и съел", ориентация не на долгосрочное сотрудничество, а на быстрое получение прибыли. Часто приходится слышать аргумент: "Да, я сорвал куш, использовал манипуляции с документами. Но иначе это сделали бы мои конкуренты". Бизнес по своей природе аморален - любимая отговорка наших предпринимателей. - Принципиальный человек, независимо от того, какие нормы он свято соблюдает, хорош хотя бы тем, что знаешь, чего от него ждать. - Однако беда в том, что наши предприниматели, как бы точнее выразиться, ранжируют свое окружение. Первый круг психологической близости - это семья, редко - друзья. Второй - друзья, сподвижники, подчиненные и непосредственное руководство. Далее идут клиенты, а также люди другой национальности и веры, а также поставщики. Четвертый - представители госструктур и общества в целом. И мера нравственности в отношениях с этими четырьмя группами варьируется от высокой до очень низкой. - Помните лозунги советской социальной рекламы: "Клиент всегда прав!" и "Все лучшее - для клиента". А теперь что же получается: психологически клиенты понятны и близки отечественным предпринимателям так же, как, скажем, французы полинезийцам или духоборы кришнаитам? - Мало того, с помощью методов математической статистики удалось доказать, что меньше всего они церемонятся, как ни странно, с представителями госструктур. Во-первых, нужно же за счет кого-то получать прибыль! К тому же условия, созданные в стране для развития бизнеса, трудно назвать благоприятными. Это снимает с бизнесменов некоторые этические обязательства. Чиновника обмануть не грех, а вот супругу - не стоит: "тыл" должен быть надежным. Любопытно, что наши бизнесвумен охотнее и чаще врут своим друзьям и начальникам, зато более правдивы с государством. Почему так? Пока не знаю. - Возможно, потому, что, общаясь с обезличенной госмашиной, трудно рассчитывать на силу обаяния и другие женские "штучки"? Как вам кажется, с кем все-таки "безопаснее" иметь дело: с леди или джентльменами? - Одно время считалось, что дамский менеджмент и предпринимательство более гуманны, женщины с большей теплотой относятся к подчиненным. Однако это не совсем так. Неприятно говорить, но женщина-начальник, простите, стервознее. Изучая соблюдение нравственных правил бизнесменами, мы выяснили, что "прекрасная половина человечества" если уж берется нарушать этический кодекс, то делает это на полную катушку. Правила игры здесь очень жесткие. Один раз оступился, подвел - больше не сотрудничают. Дело в том, что "слабый пол" в бизнесе и менеджменте сталкивается со "стеклянным" потолком. Чтобы сделать карьеру, приходится толкаться локтями, быть изощренной и изобретательной. Дамская жесткость - защитная реакция на дискриминацию. - Кроме нажитой стервозности, чем еще грозит женщине занятие бизнесом? - К примеру, потерей семьи. Жены и мужья новоиспеченных бизнесменов жалуются на то, что "вторая половина" стала нередко закладывать за воротник. Мол, таким способом снимается стресс. Так вот, исследования московского психолога Валентины Левкович показали, что в семьях, где супруга заимела свое дело, число скандалов на почве ее злоупотреблений алкоголем выросло почти в десять раз. Аналогичный показатель в семьях мужчин-предпринимателей - 2,5 раза. - Понятно, что бывший учитель или врач, занявшись бизнесом, хочет он того или нет, столкнется с моральными дилеммами. Как справиться с раздвоенностью? - Главное понять, что они не одиноки в своих "страданиях", что такие трудности переживают все без исключения бизнесмены. Поэтому продуктивнее не отбиваться от общества, а прояснить свою позицию, вступить в диалог друг с другом. Ведь люди, добившиеся успеха, не особенно и стремятся скрывать свои принципы. Поэтому во время первых встреч с деловыми партнерами, еще до заключения контрактов не так уж и сложно выяснить, какими нравственными нормами те руководствуются. Чтобы впоследствии не очень удивляться, что, к примеру, вам не намерены прощать срыв сроков поставок и даже опоздание. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской Газеты" |