17.01.2008  ФАС РФ выступил на стороне МСБ в "деле КРОКУСа"

   Решение об отклонении иска ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» о нарушении статьи ФЗ-11 «О защите конкуренции» в отношении Гильдии выставочно-ярмарочных организаций Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) вынесла комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ) 17 января.
   Напомним, что суть претензий ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» сводилась к незаконности соглашений, объединенных в Кодекс профессиональной этики, принятый этими организациями. В нем, в частности, было заявлено, что проведение двух и более выставок по одной тематике нарушает условия добросовестной конкуренции, что неоднократно (при отсутствии всяких юридических санкций со стороны властей) делало само ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ».
   Проверяя законность претензий ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ», ФАС РФ провела социологическое исследование, конкурс на проведение которого выиграла социологическая служба ВЦИОМ. По результатам, полученным в ходе обработки данных опроса ВЦИОМ, абсолютное большинство участников (76%) выставок не хотело бы совмещения аналогичных выставок в одно и то же время.
   Как заявил заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров, 51% участников выставок просто не имеют экономических возможностей для участия в нескольких выставках одновременно, а из 49 оставшихся 21% проголосовали за разведение монотематических выставок во времени.
   А.Кашеваров отметил, что выборка ВЦИОМ достаточно репрезентативна, чтобы судить по ней об объективной картине, сложившейся на рынке выставочно-ярмарочной деятельности. Репутацию ВЦИОМ и опыт в составлении выборок мало кто может подвергуть сомнению. В данном случае выборка была сплошной, то есть максимально репрезентативной. Было опрошено 757 респондентов, 357 из которых работают в Центральном федеральном округе (ЦФО).
   «Либо ситуацию на выставочно-ярмарочном рынке следует признать близкой к естественной монополии, либо на нем все-таки должна быть определенная конкуренция. По крайней мере, ФАС РФ видит возможность развести сезонные выставки во времени», - считает А.Кашеваров.
   Запрещать, однако, проведение двух сходных выставок одновременно, по его мнению, закон не должен. Рекомендовать этого не делать – да, не поддерживать организатора «параллельной» выставки на госуровне – да, но запреты в мировой практике не приняты, потому что ограничивают конкуренцию.
   Парижская конвенция 1928 года о международных выставках устанавливает некий межвыставочный период, но он не является жестко определенным и носит скорее рекомендательный характер, считает А.Кашеваров.
   Генеральный директор ОАО "Ленэкспо" Сергей Алексеев в ходе обсуждения сообщил, что количество жалоб участников выставок на дублирование сходных по тематике мероприятий огромно, однако руководство ОАО "Ленэкспо" всегда находило компромиссное решение. Тем не менее, участие в выставках остаётся дорогим удовольствием для любой компании, особенно малой, и измеряется суммой от 20 до 50 тысяч долларов, из которых, вопреки общепринятому мнению, основная часть уходит вовсе не на аренду помещения (30-40%), а на информационное и маркетинговое сопровождение экспонента.
   «В 90-х годах прошлого века стал наблюдаться отток иностранных участников с российских выставок. Сейчас в Москве проводится 500 выставок в год, а в Берлине – в десять раз меньше, всего 50. Есть, о чем задуматься», - считает С.Алексеев.
   По его мнению, выставка сама по себе ценна сегодня «интеллектуальной направленностью»: она помогает участнику (экспоненту) найти свой сегмент рынка, на котором ему удобно и выгодно работать.
   «Меж тем в России часто воруют друг у друга не только рынки, но и сами выставки», – заявил С.Алексеев.
   По его словам, в мире существует 100 тысяч выставочных тем, и их стараются "не накладывать друг на друга". Решением Российского союза выставок и ярмарок от 18 декабря стало приведение Кодекса профессиональной этики в соответствие с законодательством РФ. Таким образом, союз, по заявлению С.Алексеева, готов к функциональному диалогу с ФАС РФ и любыми другими властными органами страны.
   Президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров высказался по вопросу весьма определенно: по его мнению, участие одного экспонента в нескольких выставках сразу не только бессмысленно, но и напрямую влияет на повышение себестоимости экспонируемого товара, да и всей продукции.
   «Необходимо создавать равные условия для справедливой и добросовестной конкуренции для всех участников рынка, и для организаторов выставок в том числе», - заметил Л.Говоров. Он считает, что статистика выставок нередко искажается организаторами. В ней можно зачастую обнаружить значительные приписки как по количеству посетителей, так и по количеству заключенных контрактов.
   «Выставочная отрасль не должна служить только организаторам выставок, но и прежде всего компаниям, принимающим в ней участие, и конечным потребителям. И эту позицию разделяют многие отраслевые объединения предпринимателей», - заявил Л.Говоров.
   «Нравится выставка – купи ее, слейся, поглоти! Есть же столько способов цивилизованного бизнеса», – посоветовал он тем, кто хочет войти на выставочно-ярмарочный рынок.
   Директор Департамента выставок и ярмарок ТПП РФ Игорь Коротин добавил, что ТПП РФ разделяет озабоченность ФАС РФ по поводу состояния конкуренции на рынке выставочно-ярмарочных услуг. ТПП РФ заказала собственное исследование настроений и мнений участников выставок Центру социологических исследований МГУ, в котором приняло участие 200 компаний, в том числе зарубежных.
   «Каждый участник опроса выразил желание принимать участие в выставке, привлекающей наибольшее внимание. 85% опрошенных выступили за то, чтобы сроки выставок сходной направленности были разнесены на срок не меньший, чем два месяца», - сообщил И.Коротин.
   «К нам поступают регулярные жалобы от иностранных посольств: они не могут верно сориентировать своих бизнесменов, в какой выставке им принимать участие», - посетовал он.
   По словам И.Коротина, одних медицинских выставок в стране 20, а по продовольственным товарам – и того больше, 25, «и еще бездна всяких иных».
   Законодательство в области выставочно-ярмарочной деятельности, пока существенно отстающее от предложений бизнеса, должно быть должным образом усовершенствовано, считает он. Иными словами, хаос на рынке должен смениться разумным регулированием.
   Президент «Русской выставочной компании» Станислав Поважный от имени малых предприятий Гильдии МТПП призвал руководство ФАС РФ с максимальной объективностью отнестись к конкуренции на рынке выставочно-ярмарочных услуг.
   «Сегодняшнее состояние в области выставочно-ярмарочной деятельности разоряет малые предприятия», - считает он.
   «Выставки - не самоцель, надо думать об их эффективности и качестве. При распылении, то есть при проведении параллельной выставки, страдают и эффективность, и качество». – уверен председатель правления Ассоциации народных промыслов Геннадий Дрожжин.
   Первый заместитель генерального директора ЗАО "Экспоцентр" Сергей Беднов привел согласованное мнение экспертов из юридического сообщества о том, что Кодекс профессиональной этики не является сводом законодательных актов, и правовые последствия вслед за его принятием, таким образом, не предусмотрены.
   По результатам обсуждения иска ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» комиссия ФАС РФ сочла прошение ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» о дополнительной независимой экспертизе результатов общественного опроса участников выставок не имеющим достаточных оснований. Рассмотрение "дела КРОКУСА" комиссия ФАС продолжит 18 января.
   После закрытия заседания в кулуарах президент «Русской выставочной компании» Станислав Поважный прокомментировал ситуацию ИА «Альянс Медиа», заметив, что еще несколько лет назад решение ФАС могло быть вынесено в пользу ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ», представляющего интересы крупного бизнеса, но сегодня, считает С.Поважный, общественное мнение набрало гораздо большую силу, чем во времена олигархического правления. Решение комиссии ФАС РФ защищает интересы малого и среднего бизнеса, резюмировал он.
   ИА "Альянс Медиа"