21.10.2003  В развитии франчайзинга в России заинтресованы малые предприятия

   Сегодня в пресс-центре «АиФ» прошла пресс-конференция на тему: «Продажа известных брэндов в России. I Международная выставка по франчайзингу».
   Предстоящее вступление России в ВТО и неизбежное ужесточение конкурентной борьбы ставит перед российскими деловыми кругами серьезную задачу укрепления своих позиций на отечественном и зарубежном рынках. Как показывает мировая практика, одним из эффективных путей решения этих проблем является развитие франчайзингового направления экономической деятельности, когда сильные и опытные компании предоставляют начинающим фирмам право на определенных условиях пользоваться конкурентными преимуществами, помогая им в становлении и одновременно расширяя и укрепляя свои позиции.
   Как отметил в своем выступлении Александр Борисов, советник мэра Москвы, франчайзинг в России еще не очень распространен, несмотря на то, что в России он существует уже около 10 лет. По словам А. Борисова, сегодня на повестке дня стоит вопрос об удвоении ВВП, а т.к. мировые рынки растут медленно, 1%-2% в год, поэтому вряд ли удастся решить эту проблему традиционными методами. Эту задачу можно решить, по его мнению, с помощью таких инструментов, как увеличение товарооборота, количества рабочих мест, развития систем предоставление услуг и т.д. Но возникает ряд трудностей. «Во-первых, - говорит советник мэра Москвы А. Борисов, - это недостаток информации, во-вторых - количество секторов, в которых развивается сегодня фрайчайзинг, к сожалению, очень мало. В основном это фаст-фуд, ресторанный бизнес, торговля, сфера услуг, в то время как за рубежом количество этих секторов гораздо больше, например, уборка и обслуживание помещений, ремонт, строительство, обучение и т.д. В этой нише российским компаниям очень легко развиваться при поддержке иностранных партнеров. В-третьих, одной из проблем является отсутствие необходимой законодательной базы».
   Кто же заинтересован в том, чтобы франчайзинг развивался в России? Прежде всего, как сказал А. Борисов, это те российские компании, которые уже успешно работают на российском рынке и хотели бы развиваться дальше и, что очень важно, идти в регионы. Вторая группа – это иностранные франчайзеры, которые готовы прийти на российский рынок со своим опытом, финансовыми средствами, а к третьей группе относятся представители малого бизнеса, которые при желании, вложив сравнительно небольшие деньги, могли бы очень быстро открыть собственное дело, использовав уже имеющийся опыт крупных компаний. «Лично я смотрю в будущее франчайзинга в России оптимистично, тем более что положительные примеры сотрудничества российских и иностранных компаний уже есть», - сказал в заключение А. Борисов.
   Как отметил в своем выступлении Игорь Коротин, директор Департамента выставочно-ярмарочной деятельности ТПП РФ, ТПП РФ совместно с ВК «ЭкспоФАР» проводит 4-6 ноября 2003 года в Экспоцентре на Красной Пресне международную выставку по франчайзингу «Купи брэнд-2003». По его словам, выставка представляет большой интерес для тех предпринимателей, кто давно вынашивает идею создания своего дела, но не знает, как это сделать, а также тех, кто приобретает первый опыт в предпринимательстве, кто из «малого» намерен переходить в «большой» бизнес.
   Главный акцент в организации данной выставки делается на привлечение российских промышленных кругов, отечественных брэндов, а главное – предприятий из российских регионов.
   Александр Бочаров, президент Европейской экономической палаты торговли, коммерции и промышленности по России и СНГ, сказал, что в связи с интеграционными процессами, происходящими в Европе, и вступлением России в ВТО, было принято решение открыть представительство Европейской экономической палаты в России. «Мы предлагаем сертификацию предприятий, продукцию предприятий и услуг в виде экспортных и европейских сертификатов качества. Также одним из направлений деятельности палаты является привлечение инвестиций в Россию в рамках технической помощи, проведение учебных семинаров, конференций, подготовка лицензионных экспертов по сертификации и т.д. На выставке мы бы хотели представить ведущие европейские сертификаты качества: европейский стандарт услуг, европейский ресторанный стандарт, европейский сертификат качества для малых предприятий и т.д.», - отметил А. Бочаров.
   «Мы надеемся, что развитие европейских стандартов качества в России будут способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий в условиях глобальной экономической интеграции», - сказал в заключение А. Бочаров.
   ИА "Альянс Медиа"