08.06.2006  Уральские турфирмы добиваются пересмотра законопроекта

   Уральские специалисты туристической индустрии подготовили предложения по законопроекту о финансовой ответственности туроператоров перед клиентами. Свою позицию они изложили в обращении руководству Федерального агентства по туризму РФ.
   С 2007 года в России отменяется лицензирование международной туристической деятельности как для турагентств, так и для туроператоров. Взамен этого для защиты интересов туристов предлагается ввести систему финансовых гарантий, но только для туроператоров. По мнению авторов письма, проект закона далек от совершенства и не решает, а в некоторых случаях усугубляет проблему. Один из спорных вопросов — размер финансовой гарантии, зависящий от вида туризма, например, для фирм, занимающихся въездным международным туризмом, эта сумма составляет 10 миллионов рублей, для компаний, работающих на внутренних маршрутах, — 1 миллион рублей.
   Такой подход носит дискриминационный характер по отношению к россиянам, в обоих случаях клиенты будут получать одинаковые услуги. Непонятным остается и то, почему въездной туризм по суммам гарантии приравнен к выездному: подавляющее большинство иностранных туристов приобретают туры в Россию у зарубежных операторов, и их интересы уже защищены. То есть отечественным туркомпаниям предлагается механизм двойного страхования ответственности перед иностранными туристами.
   Высокая сумма гарантий неизбежно скажется на росте цен, что приведет к падению рынка въездного туризма, уже и так второй год сокращающегося из-за высокой инфляции. Сами по себе предлагаемые размеры гарантий не отражают специфику туркомпаний и ведут к монополизации рынка. Очевидно, считают уральские специалисты, что законопроект приведет к закрытию малых фирм с годовым оборотом 5 - 50 миллионов рублей, а на рынке останется лишь несколько крупных туроператоров.
   Ростуризму предлагается совместно с региональными органами управления туризмом и туристическими ассоциациями обсудить законопроект и доработать его в части фингарантий с учетом их предложений. В частности, вместо фиксированных сумм ввести дифференцированные, учитывающие вид туризма, способ перевозки, оборот туроператора. Необходимо расширить перечень рисков, на которые должно распространяться действие гарантиий, включив в него прежде всего форс-мажорные обстоятельства, а также банкротство, повлекшее за собой затраты по возвращению туристов, расходы за время вынужденного пребывания клиентов в другой стране либо иные убытки туристов.
   Наиболее эффективным видом обеспечения ответственности должна быть банковская гарантия или страховка. При этом предоставление фингарантии станет для турфирмы обязательным условием для включения в единый федеральный реестр туроператоров и будет служить инструментом госконтроля. Поскольку этот механизм вводится только для туроператоров, следует детально проработать схему договорных взаимоотношений между туроператорскими компаниями и турагентствами.
   Данные предложения, помимо Уральской ассоциации туризма, подготовили Пермская туристская гильдия, Информационно-туристический центр Тюменской области, Челябинская ассоциация туристических организаций. Письмо также будет направлено в комитет Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, комитет Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, Российский союз туроператоров, аппарат уральского полпредства Президента РФ.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Уралинформбюро"