31.05.2006  В Санкт-Петербурге планируют создать сеть магазинов "шаговой" доступности

   Во вторник в пресс-центре АБН состоялся круглый стол: "Тенденции развития потребительского рынка Санкт-Петербурга.
   Магазины шаговой доступности".
   В заседании круглого стола участвовали: С. Федоров, председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при губернаторе СПб; С.Гаврилов, заместитель председателя Общественного Совета по малому предпринимательсту при губернаторе Санкт-Петербурга; А. Третьяков, председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка.
   Участники дискуссии отметили негативные тенденции в развитии данного сектора экономики города, в том числе в мелко-розничной торговле: резкое повышение арендных ставок за нежилые помещения и их принудительная продажа; планируемый запрет на реализацию алкоголя малыми предпринимателями; лоббирование чиновниками интересов крупных сетевиков при заключении договоров аренды земельных участков.
   Все это, по мнению участников круглого стола, вкупе со стратегической задачей развития городского потребительского рынка (привлечения и развития крупных сетевых структур) "приведет не только к обострению проблем малых и средних предприятий торговли, (52% от общего числа предпринимателей), но и не лучшим образом скажется на жизни горожан".
   Будут расти цены, а объем и качество услуг будут снижаться, считают участники дискуссии.
   "Крупные торговые сети, которые занимают 50-51% всей мелкой розницы (в Европе - до 70-80%) будут и дальше "наступать на мелкую розницу", отмечает председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров.
   "Одну треть малого бизнеса мы уже потеряли, на 1 января текущего года насчитывалось уже 160,9 тыс. предпринимателей", - добавляет, в свою очередь, председатель Совета Санкт-Петербургской ассоциации малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
   По его словам, среднемесячный оборот одного торгового павильона составляет 0,6-1,5 млн руб. Соответственно потерянные доходы павильонов у автобусных остановок (около 1,8 тыс. ед) составляют почти 16 млрд руб. в год. А с учетом ликвидации 2 тыс. павильонов у станций метрополитена расчетная сумма недополученного дохода малым бизнесом розничной торговли Санкт-Петербурга составляет почти 50 млрд руб. в год. (Соответственно общий объем доходов малого бизнеса розничной торговли Санкт-Петербурга составляет 90-100 млрд руб. в год. С учетом того, что налогооблагаемая база составляет около 40%, то потери бюджета можно оценить примерно в 20 млрд руб.).
   Чтобы не допустить дальнейшей дискриминации малого бизнеса в сфере розничной торговли, власти Петербурга намерены разработать до конца текущего года программу создания сети магазинов «шаговой» доступности (МШД).
   По словам В.Федорова, в каждом районе города будут изыскиваться помещения и выделяться участки под строительство таких магазинов.
   "Мы провели предварительные консультации с КУГИ, они готовы разработать преференции таким магазинам", - сообщил председатель Общественного совета. По его словам, в первую очередь преференции коснуться арендной платы.
   Участвующие в дискуссии представители торгового бизнеса высказали опасение, что программа по созданию МШД "может обрасти проблемами административного характера", поэтому "надо не строить новые магазины, а поддержать существующие", придав им статус МШД.
   В ходе дискуссии было также отмечено, что программа создания МШД поддержит областных производителей, более 70% продукции которых реализуется через мелкорозничную сеть.
   Суммируя все сказанное, участники круглого стола пришли к выводу: программа создания МШД должна содержать определенные ограничения. Например, земельные участки для таких магазинов должны предоставляться на срок не менее 9-ти лет, так как окупаемость их составляет не менее 4-5 лет.
   К разработке концепции МШД должны быть привлечены бизнес-сообщества в лице Общественного совета при губернаторе Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Порядок отбора застройщиков должен проходить через конкурсные процедуры.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам Агенства Бизнес Новостей