26.05.2010  Недофинансирование МСБ может быть преодолено при помощи ГЧП

   Улучшение доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансово-кредитным ресурсам, расширение спектра услуг банками для МСП и многие другие насущные вопросы обсуждались в ходе заседания дискуссионной площадки «Инвестиции» в рамках X Всероссийской Конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», прошедшей 25 мая в ТПП РФ.
   Член правления, заместитель председателя Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", председатель Наблюдательного совета ОАО «РосБР» Михаил Копейкин отметил несущественный прирост кредитования в банковском секторе в период с 1 апреля по 1 декабря 2009-го года, в котором, однако, единственным сегментом с положительной динамикой оказалось кредитование малого и среднего бизнеса (+4%).
   «2009-ый год явился прорывным с точки зрения увеличения в разы реализуемых банками программ поддержки МСБ – до 58 млрд рублей. И это происходило на фоне того, что общее количество субъектов МСБ выросло в 2009-ом году на 2,8%», - сообщил М.Копейкин.
   На 18 млрд рублей в 2009-ом году подержало сектор Министерство экономического развития: 7,5 млрд рублей составила капитализация гарантийных фондов, 10,5 млрд рублей – собственно мероприятия МЭР РФ. Средства поступили и на счет Фонда Бортника, и в федеральный фонд поддержки. По одной линии ВЭБа из Фонда национального благосостояния (ФНБ) поступило 30 млрд рублей.
   «Правда, эти средства были отпущены лишь в IV квартале, да и деньги Минэкономразвития начали работать не раньше. На 7,7 млрд рублей профинансировали МСБ субъекты Федерации, по линии Министерства образования и науки поступило 2,3 млрд рублей. В 2010-ом году общий объем программ поддержки, надеемся, составит 100 млрд рублей», - предвидит М.Копейкин.
   Проблемами кредитования МСБ на сегодня, по его словам, остаются низкая доступность кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, небольшие сроки кредитования), сложные и длительные процедуры получения кредита, низкая информированность предпринимателей о существующих программах поддержки и льготах, непрозрачность и недостоверность отчётности, низкое качество бизнес-планов.
   «В текущем году экспертное сообщество органов исполнительной власти подробно рассмотрит эффективность мер государственной поддержки МСБ, структуру процентных ставок», - пообещал М.Копейкин.
   Заместитель председателя Правления ОАО «РосБР» Надежда Мартынова напомнила, что средства МСБ выделяются по двухступенчатой схеме – через банки-партнёры в регионах.
   «Мы сотрудничаем сегодня по нашей программе поддержки МСБ с 88 регионами страны, работаем напрямую не только с банками-партнерами, но и с лизинговыми и факторинговыми компаниями. Банков-партнеров РосБР сегодня 117, партнерских организаций инфраструктуры – 60», - сообщила Н.Мартынова.
   По ее словам, свыше 80% кредитов выдаётся по лини РосБР на срок свыше 2-х лет. На сегодня выдано 4 тысячи кредитов, и больше половины из них – представителям реального сектора экономики.
   «Мы ограничиваем конечную ставку, которая в результате наших ограничений снизилась в среднем на 3% - до 15%», - заметила Н.Мартынова.
   РосБР предоставляет три основных кредитных продукта – «Рефинансирование», на срок 3 года со ставкой в 9,5% без ограничений на тематику трат, «Инвестирование» - на срок 5 лет со ставкой в 9%, предоставляемый на создание материально-технической базы и расширение уже существующей, и «Софинансирование», объединяющий государственные и частные ресурсы, из которых не менее 30% вносит бизнес-партнер. Средства «Софинансирования» также предоставляются на 5 лет по ставке в 8,75% годовых.
   «Продукт «Лизинг» - это средства на 5 лет по ставке в 10% годовых. Начинающим предпринимателям будет интересен наш продукт «СтартАп» - по ставке 8,75% на 5 лет. Наконец, наш продукт «Региональный Фонд», направленный на развитие микрокредитования, предоставляет средства на срок до 3-х лет по ставке в 9,5%. Все наши продукты востребованы», - отметила Н.Мартынова.
   Специальная программа РосБР для инноваций и модернизации выработала два дополнительных продукта – «Кредит для инноваций и модернизации», предоставляемый на срок до 7 лет, и «Капитал для ращвития инноваций и модернизации», также предоставляемый на срок до 7 лет. Отличие первого от второго - в масштабах средств. Первый продукт подразумевает, что компания вкладывает не меньше 15% собственных средств в финансирование действующего бизнеса, а второй продукт ориентирован на вхождение в капитал компании через выкуп акций предприятия.
   «Девятистороннее соглашение, подписанное РосБР, Российским венчурным фондом, Фондом Бортника, Внешэкономбанком, «ОПОРой РОССИИ», Росмолодежью обеспечивает помощь инновационным компаниям по линии кредитования практически на любой стадии становления», - считает Н.Мартынова.
   Она выступила за фондирование банков в рамках инновационных кредитов с выделением ресурсов на такое фондирование ВЭБу.
   Начальник отдела развития кредитования и микрофинансирования малого и среднего бизнеса Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Андрей Медведев также отметил возросшую в разы (с 4 до 18 млрд рублей) в 2009-ом году помощь со стороны министерства малому и среднему бизнесу.
   «Отдельно следует упомянуть наш «антикризисный пакет», из которого МСБ получал субсидии в размере 300 тыс. рублей на 1 год, если предприятие только начинает работу на рынке. Лишь в 2009-ом году мы раздали 8,6 тыс. таких субсидий, создав 25 тыс. новых рабочих мест», - отметил А.Медведев.
   Из этих же средств выделялись субсидии на компенсацию процентной ставки. Такую безвозмездную помощь получили более 4 тыс. малых предприятий страны. На развитие микрофинансирования было потрачено около 1 млрд рублей.
   Поручительств фондами было выдано на 80 млрд рублей, и сумма поручительств обязательно продолжит расти в текущем году», - убеждён А.Медведев.
   Общее количество малых предприятий в стране измеряется, согласно данным МЭР РФ, 5 млн 600 тыс., что знаменует собой рост на 9% по сравнению с 2009-м годом. Отраслевая структура малого бизнеса почти не изменилась – 41% работает в оптово-розничной торговле, 17% заняты в сфере услуг, 15% в строительстве и 10% в различных обрабатывающих производствах. Приоритетом деятельности МЭР РФ являются сегодня инновационные малые предприятия, долю которых следует в ближайшей перспективе увеличить с 1 до 6%.
   «Из 5 млрд рублей, выделяемых нами на развитие инноваций, 2 пойдут на создание как можно большего числа малых инновационных компаний, 2 – на сами инновации. Общий объём финансирования сферы составит, по нашим данным, 24 млрд рублей», - сообщил А.Медведев.
   Инновационный грант компании, созданной при вузе или НИИ, составит 500 тыс. рублей. Инновационные гранты затронут и сферу лизинга, и экспертизу инновационных проектов (пока в 10-15 регионах страны), и массовое обучение основам инноватики (в 2010-ом году планируется обучить до 50 тыс. человек), и муниципальные программы поддержки инноваций, которые должны составлять в среднем от 80 до 100 млн рублей в каждом регионе, заключил А.Медведев.
   Вице-президент Банка ВТБ24, председатель подкомитета по финансовой поддержке предпринимательства Комитета ТПП РФ по развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Надежда Карисалова констатировала, что общей системы поддержки начинающих МП в стране не образовано, и призвала задействовать банки в этой сфере как можно плотнее.
   «Мы хотим знать, что делается по этому поводу в регионах. Списков предприятий, которые поддержали, у нас нет. Мы не смогли их найти. То же касается и микрофинансирования: давайте работать вместе, тем более, что эта сфера переходит на саморегулирование», - предложила Н.Карисалова.
   Банковскому сообществу неизвестно, каков и механизм субсидирования процентной ставки в каждом регионе страны.
   «Система от нас закрыта, да и малый бизнес не понимает критериев выдачи средств. Как правило, всё здесь решает комиссия, в которую входит весьма ограниченный круг лиц, и в результате большое количество государственных средств оказывается неизрасходованным, что уже преступление», - считает Н.Карисалова.
   Зато в России создана система гарантийных фондов с минимальной капитализацией в 100-150 млн рублей каждый.
   «К сожалению, мы всё ещё не можем договориться с фондами о совместной работе: слишком часто регламенты, по которым они работают, не соответствуют приказам МЭР РФ», - заметила Н.Карисалова в заключение.
   И.о. руководителя Управления кредитования малого и среднего бизнеса Сбербанка России Андрей Шоркин сообщил, что кредитный портфель Сбербанка по малому и среднему бизнесу составляет 80 млрд рублей.
   «Мы не только кредитуем малый и седний бизнес, но и обучаем начинающих предпринимателей основам налогообложения, развития собственного дела, но не упускаем и тех, кто давно работает на рынке. Самой большой проблемой видится низкая эффективность малых предприятий. В наших новых продуктах наблюдается тенденция к увеличению инновационной составляющей», - отметил А.Шоркин.
   Он подчеркнул позитивную роль сотрудничества Сбербанка с общественными организациями предпринимателей.
   Председатель подкомитета по мониторингу проблем малого предпринимательства Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, генеральный директор ООО «Эллен-Вест» Елена Дыбова заявила, что, несмотря на радужные перспективы, рисуемые чиновниками, миллиарды государственных средств, идущих на поддержку кредитования малого и среднего предпринимательства, под 15-20% малый и средний производственный бизнес точно кредитоваться не может.
   «Мы при нашей рентабельности можем осилить 3-4%, и кредит на расширение бизнеса решили не брать, потому что нельзя работать на выплату кредита, а не на собственную прибыль. Налоговые условия постоянно меняются, МЭР РФ уже готовит закон по бухгалтерскому учёту. Большая просьба к законодателям – не надо менять условия нашего существования хотя бы три года подряд! Система сдвинется с мёртвой точки тогда, когда малое и среднее предпринимательство будет допущено к вменяемым кредитным линиям по нормальным процентным ставкам, будет оказана достойная государственная поддержка, а условия работы бизнеса, к тому же, не будут меняться каждый месяц. Давайте менять отношение к бизнесу, иначе перспективы наши плачевны», - призвала Е.Дыбова.
   Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Александр Карпов заметил, что именно в 2009-ом году практически каждый банк разработал собственную программу поддержки МСБ.
   «Проблема заёмщиков состоит в оперативности рассмотрения кредитной заявки, конкретнее, в том, кто и как принимает решения. Производственному бизнесу тяжело обслуживать кредиты на выставляемых условиях, но диалога с ним почти не ведётся. Более того, после третьей просрочки производственник может получить уведомление о досрочном погашении кредита, что губит еще живой бизнес окончательно», - продолжил А.Карпов.
   Денег в банковской системе, по его словам, сегодня как никогда много, но куда их направить, какие проекты достойны этих средств, банки еще не решили.
   «И это именно тогда, когда на рынке наблюдается пусть неустойчивое, но оживление: 5,7% составил за последний год рост промышленности, причем 0,3% составил рост обрабатывающих производств», - указал А.Карпов.
   Несмотря на то, что с 500 до 74 сократилось число лицензируемых видов деятельности, заметил замглавы ДМСП, проведены серьёзные послабления в администрировании, более 50% внеплановых проверок отвергнуто Генпрокуратурой (а в Москве объявлен мораторий на региональные проверки), административные барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса в стране остаются чрезвычайно высокими, считает А.Карпов.
   По его мнению, следует в три раза повысить амортизационную премию, а также коэффициент амортизации в отношении научно-технических МП, ставку налога на прибыль для которых надо снизить до 24%.
   «В перспективе амортизационная премия должна достичь 100% и действовать не 3 года, а по крайней мере 5-10 лет. Было бы небезынтересно, если бы банковское сообщество приняло участие в работе по улучшению условий подключения малых и средних предприятий к технологическим сетям. Потому что сейчас сроки подключения порой запредельны», - посоветовал А.Карпов.
   В последнее время значительно возрос спрос малых и средних компаний на участие в госзаказе. «Совершенно ясно, что к долгосрочным планам закупок должны прилагаться и инвестиционные планы, рассчитанные на срок от 5 до 15 лет. Следует как можно скорее ввести облигационные займы для малого бизнеса», - предложил А.Карпов.
   Заключая обмен мнениями, о проблемах финансирования малого и среднего бизнеса высказался вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», президент «Центра микрофинансирования» Павел Сигал.
   По его словам, закон о микрофинансировании принят Госдумой в первом чтении, и править его слишком сильно означает ставить под угрозу сбалансированную работу большого коллектива разработчиков, учитывавших в процессе множество нюансов функционирования российской законодательной базы и малого и среднего предпринимательства в целом.
   «Первое место среди проблем финансирования занимает у малого бизнеса вовсе не процентная ставка, а краткость сроков кредитования. Банки почему-то считают, что краткосрочные кредиты менее рискованны, что совершенно не соответствует действительности», - заметил П.Сигал.
   Проблему представляют собой и залоги, и отчасти ее решают поручительства гарантийных фондов, но уже сформировались весьма негативные оценки имущества малых и средних предприятий банковским сообществом.
   «Оборудование оценивается с недопустимым дисконтом якобы потому, что в кризис его невозможно будет реализовать. И совершенно немыслимы дисконты в отношении земли и недвижимости. Такая практика, по крайней мере со стороны крупных госбанков, должна быть искоренена», - считает П.Сигал.
   Он подчеркнул, что ориентация не на реалии бизнеса, а на его формальные показатели также ухудшает условия кредитования. Длительны и сроки рассмотрения заявок, и объем прилагающихся к ним документов потенциального кредитополучателя – до нескольких недель, а в госбанках - до нескольких месяцев.
   И только пятое место в списке проблем занимает сама процентная ставка, которую большинство профессиональных участников рынка платить вполне способно.
   «Господдержка в России охватывает не более 1% малых и средних компаний. Это значит, что если кредитовать, то только по программам, а не раздавать деньги направо и налево. Но что касается бизнеса, он должен сам быть готовым вложить свои средства: при 10%-ной официальной инфляции кредитовать вас под 3% годовых никто не будет. Для таких ставок должна быть выстроена другая экономика – с инфляцией в 0,1%, например», - убеждён П.Сигал.
   И пока российская экономика такова, какова она есть, стагнация в малом бизнесе будет продолжаться. «Программа развития «стартапов» должна работать не на тех, кто хотел бы что-то начать, а на тех, кто уже начал свое дело. И недофинансирование малого и среднего предпринимательства преодолеть можно, если включить механизмы государственно-частного партнёрства, если привлекать частных инвесторов. Если в каких-то регионах программы поддержки неэффективны, следует привлекать к управлению государственными ресурсами сам бизнес, которому эта поддержка, по сути, и предназначается», - предложил П.Сигал.
   По результатм обсуждения на дискуссионной площадке была принята резолюция, в которой было учтено большинство высказанных предложений.
   ИА "Альянс Медиа"