05.12.2007  Предстоит большая работа по совершенствованию законодательства в сфере МСБ

   В среду, 5 декабря, прошло очередное заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации. Члены совета обсудили особенности 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
   Как отметил, открывая заседание совета, председатель СФ Сергей Миронов, отличие нынешнего законодательства в сфере малого предпринимательства наблюдается уже в разнице названий нынешнего и старого законов: госполитика в данной области идет «от поддержки к развитию». Он обратил внимание на то, что новый федеральный закон предоставляет органам госвласти, федеральным, региональным и местным, полномочия по развитию малого предпринимательства. «Это замечательно», - подчеркнул он. В то же время С.Миронов заметил, что предстоит еще большая работа по внесению изменений в различные законодательные акты РФ. Так, необходимо законодательно закрепить налоговые льготы малому бизнесу, преференции при выделении земельных участков, в сфере госзаказа, упрощение бухгалтерской отчетности малых компаний и проч. Кроме того, по словам председателя СФ, предстоит решить вопрос участия малого бизнеса в приватизации арендуемых помещений. «Несправедливо, что добросовестные арендаторы лишены преференций при получении помещений в собственность», - заявил он.
   С.Миронов также особо отметил учреждение в РФ Дня российского предпринимательства (26 мая), что, по его мнению, является «примером внимания государства к развитию предпринимательства, признание не только важности его развития как такового, но и его вклада в бюджет».
   С основным докладом в ходе заседания совета выступил директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли России Андрей Шаров. Он дал подробную характеристику 209-ФЗ, отметив, в частности, что этот документ вводит европейские критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса. «Это было сделано потому, что ставится задача выравнивания конкурентных условий российского и европейского предпринимательства за счет включения среднего бизнеса в систему поддержки», - пояснил он.
   Так, к микропредприятиям относятся компании с численностью сотрудников до 15 человек и годовым оборотом до 60 млн рублей, к малому бизнесу – до 100 человек и до 400 млн рублей, к среднему бизнесу – до 250 человек и до 1 млрд рублей соответственно. При этом, заметил А.Шаров, законом устанавливаются только размеры критерия по численности сотрудников компаний, а критерий выручки должен быть прописан в постановлении правительства. Этот документ, сообщил представитель МЭРТ, уже согласован со всеми ведомствами. Как он отмечал ранее, данное постановление будет принято до 1 января 2008 года.
   Кроме того, и это еще одна важная особенность 209-ФЗ, поддержка малого предпринимательства теперь не право, а обязанность региональных и муниципальных органов власти.
   Также, сообщил А.Шаров, в этом законе впервые в российском законодательстве прописан недискриминационный доступ субъектов малого предпринимательства к системе поддержки и четко оговорены основания для отказа в ней.
   Как отметил директор департамента МЭРТ, данный документ – это закон прямого действия, но в то же время он имеет рамочный характер, что позволяет вносить изменения и дополнения в другие законодательные акты. Так, необходимо внести изменения в закон о бухучете по упрощению бухгалтерской отчетности для малых компаний. «Близко к согласованию» постановление правительства о требованиях к реестру малых предприятий-получателей поддержки. Кроме того, правительство изменило свою прежнюю позицию и теперь поддерживает законопроект о внеконкурсной приватизации малым бизнесом нежилых помещений, однако, заметил А.Шаров, соответствующие нормы должны быть прописаны региональными законами.
   «От нашей совместной работы с региональной и местной властью будет зависеть, насколько успешным будет новый закон и развитие малого бизнеса в стране», - подчеркнул директор департамента МЭРТ.
   Важность принятия 209-ФЗ для развития малого бизнеса в России отмечали многие участники заседания, однако они обращали внимание и на ту законодательную работу, которую еще предстоит проделать. Как напомнил вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин, вместе с законопроектом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ разрабатывался документ, вносящий большое количество изменений и дополнений в другие законодательные акты, и часть из них так и не была учтена. Сейчас, уверен он, необходимо «довести дело до логического завершения». Так, следует принять закон об участии малого бизнеса в приватизации арендуемых им помещений, об упрощенном бухучете и проч. Кроме того, необходимо разработать закон о внесении изменений в ФЗ о кредитных потребительских кооперативах граждан, принять закон о микрофинансовых организациях, новый закон о кредитной кооперации. Если эти законодательные акты будут приняты, в РФ будут созданы благоприятные условия для предпринимательской деятельности, полагает С.Катырин.
   Выступили в ходе заседания и представители регионов, на которые теперь возложены новые полномочия в сфере развития малого бизнеса. Так, министр торговли Пермского края Елена Гилязова считает, что для успешной реализации региональных программ поддержки и в целом для эффективной работы на местах во многом нужна помощь федерального центра. Без этого невозможно решить вопросы ведения адекватной статистики, кроме того, нужна федеральная помощь и при совершенствовании налогового законодательства. Она полагает, что все меры поддержки малого бизнеса должны быть направлены на «самоорганизацию предпринимательства»: власть, по сути, должна лишь создать рыночные условия в той или иной области.
   Как считает министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев, основная задача региональной власти в сфере развития малого предпринимательства должна состоять в выстраивании инфраструктуры поддержки. В связи с этим он обратил внимание на проблемы финансирования организаций инфраструктуры в связи с отменой в новом Бюджетном кодексе субвенций, а также обязанностью во исполнение ФЗ о госзаказе отбирать организации инфраструктуры на конкурсе. «Этот вопрос требует обязательного и скорейшего решения, - заявил М.Вышегородцев, - иначе может развалиться то, что уже создано в регионах».
   Он также сообщил, что Москва не считает решением проблемы нехватки нежилых помещений у малого бизнеса их приватизацию. Дело в том, что хотя и на льготных условиях, но выкупать их предприниматели будут по рыночным ставкам, то есть в Москве стоимость 300 кв. м может составить 1,5 млн долларов. Малые компании даже с учетом трехлетней рассрочки просто не в состоянии выплатить такую сумму, считает министр. В связи с этим город в настоящее время формирует перечень помещений, которые будут сдавать в аренду по льготным ставкам исключительно малому бизнесу.
   М.Вышегородцев уверен, что для успешного развития в регионах малого бизнеса вовсе не обязательно нужен некий федеральный орган, который будет курировать этот вопрос на общегосударственном уровне. По его словам, уровень развития предпринимательства напрямую зависит от усилий конкретного региона и выделяемых бюджетных средств на эти цели. «Нет интереса у региона, будет хоть 20 федеральных агентств – никто ничего делать не станет», - считает он.
   Также в ходе заседания вновь поднимался вопрос о возможности сделать развитие малого предпринимательства в РФ пятым национальным проектом. В этом мнения участников заседания разделились. В частности, заявлялось, что этот вопрос снимать с повестки дня нельзя, что этот нацпроект сам по себе не будет требовать значительного финансирования, но в то же время окажет существенное влияние на реализацию других четырех проектов. Однако отмечалось и обратное: нет необходимости делать развитие малого бизнеса пятым нацпроектом, но важно само участие предпринимателей в реализации прочих национальных проектов.
   По итогам обсуждения Совет по развитию малого и среднему предпринимательства при председателе СФ рекомендовал принять на региональном и муниципальном уровнях законы и программы развития малого и среднего предпринимательства, межрегиональные маркетинговые программы продвижения продукции субъектов малого и среднего бизнеса на внешние рынки, программы поддержки микропредприятий, привести региональное законодательство в соответствии с 209-ФЗ, сформировать инфраструктуру поддержки бизнеса, предусмотреть преференции для малого предпринимательства при выкупе арендуемых помещений. Кроме того, в части расширения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам региональным и муниципальным органам власти рекомендовано осуществлять активное взаимодействие с банками и другими кредитно-финансовыми организациями, разработать комплекс мер по привлечению в сектор малого бизнеса банковских кредитных ресурсов, стимулировать развитие венчурного финансирования, обеспечить более активное применение лизинговых схем и оказывать содействие развитию микрофинансирования. Также регионам следует разработать программы подготовки кадров для малого бизнес и сформировать единую информационную среду для предпринимательского сектора. Эти рекомендации, сообщил С.Миронов, будут разосланы законодательным и исполнительным органам субъектов РФ.
   ИА "Альянс Медиа"