14.09.2004 Проект концепции закона о госполитике по развитию малого предпринимательства будет передан в МЭРТ в ближайшее время В понедельник состоялось очередное заседание Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, на котором обсуждался проект концепции Федерального закона «О государственной политике по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации», разработанного рабочей группой ТПП РФ и Совета Федерации. Главный эксперт Департамента ТПП РФ по законодательству Сергей Васильев сообщил, что на последнем этапе в концепцию закона были внесены некоторые изменения. В частности, в четвертом разделе законопроекта более конкретно был прописан предмет государственной политики по развитию малого предпринимательства (политика государственного протекционизма). Кроме того, в том же разделе по иному принципу изложены предложения, касающиеся определения критериев субъектов малого предпринимательства. Рабочая группа согласилась с предложениями правительства Москвы дифференцировать малые предприятия по сферам деятельности. По словам С. Васильева, в законопроекте предполагается установить критерии определения субъектов малого предпринимательства, взяв за основу показатели среднесписочной численности работников малых предприятий: для коммерческих организаций в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, а также в научно-технической сфере – не более 100 человек; в других отраслях, а также для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – не более 50 человек. С. Васильев подчеркнул, что в отдельной статье предлагается ввести дополнительные критерии для того, чтобы малые предприятия могли получать государственную поддержку. На государственную поддержку не могут претендовать организации, относящиеся к категории дочерних и зависимых предприятий, а также те, в которых в качестве учредителей представлены органы государственной власти и местного самоуправления. В новой концепции закона также предусматривается выделить отдельное понятие некоммерческой организации, являющейся элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Кроме того, предлагается сформулировать норму, согласно которой указанные организации могли бы привлекаться органами государственной власти и местного самоуправления к участию в разработке и реализации государственных и муниципальных программ, подготовке законодательных и иных правовых актов, а также к проведению независимых экспертиз проектов правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого предпринимательства. С. Васильев добавил, что в тексте проекта закона были скорректированы приоритеты государственной политики в отношении малого предпринимательства. В частности, добавлено положение о необходимости поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. В законопроект также представляется целесообразным заложить возможность ведения реестра субъектов малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях (на основе принципа добровольности для малых предприятий). С. Васильев сообщил, что в законе также необходимо предусмотреть создание Государственной корпорации по развитию малого предпринимательства. Также, по его словам, в проекте закона были уточнены социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации закона. Участники заседания высказали свои предложения и замечания. Так, директор Марийского республиканского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Александр Добин заявил, что в закон дополнительно необходимо ввести еще один критерий отнесения к субъектам малого предпринимательства – финансовый оборот. По его мнению, годовой оборот 24 млн рублей - достаточный показатель для определения субъектов малого предпринимательства. А. Иоффе, советник мэра, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы уверен, что в законе необходимо, прежде всего, прописать, что определение микробизнеса, малого и среднего предпринимательства является статистическим. В законе, по его мнению, также необходимо четко прописать категории предприятий, которым не может быть оказана государственная поддержка. А. Иоффе предложил пока не включать в концепцию проекта закона дополнительный критерий отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства – финансовый оборот. Кроме того, он предложил следовать европейским стандартам: к микропредприятиям отнести предприятия с численностью до 9 человек, к малым – до 99, к средним – до 249. А. Иоффе добавил, что в законе важно продумать механизм перехода микропредприятия в малое, малое в среднее и т.д. Так, чтобы предприятие не лишилось в одночасье всех льгот, если его численность в каком-то месяце увеличится на одного сотрудника, или финансовый оборот на несколько единиц. Елена Емельянова, руководитель Системы межрегиональных маркетинговых центров заявила, что не считает необходимым описывать в законе инфраструктуру поддержки малого предпринимательства как перечень организаций, оказывающих какие-либо услуги малым предприятиям: центры поддержки предпринимательства, агентства, бизнес-инкубаторы и т.д. А. Иоффе, поддержав эту мысль, предложил классифицировать организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по видам оказываемых ими услуг. Председатель Комитета РФ Виктор Ермаков, подводя итог заседания, заявил, что концепция проекта закона в ближайшее время будет передана в Экспертный совет по малому предпринимательству Министерства экономического развития и торговли, а далее в Госдуму. По его словам, все высказанные предложения будут обозначены в приложенной к нему записке. Он также добавил, что считает крайне необходимым учитывать мировой опыт при корректировке проекта закона. ИА "Альянс Медиа" |