27.03.2007  Розничные торговцы сигаретами намерены бойкотировать закупки

   
   Ровно через четыре дня в сфере розничной торговли сигаретами может начаться неразбериха. Несколько предпринимательских объединений, входящих во Всероссийское движение "За честный рынок", призывают начать бойкот закупки сигарет, промаркированных так называемой максимальной розничной ценой (МРЦ). А с 1 апреля ввести мораторий на продажу этой продукции.
   Предприниматели обратились также в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием проверить своих поставщиков - табачные компании - на предмет монопольного сговора.
   Напомним: с 1 января в России вступил в силу федеральный закон N 134 от 26.07.2006, согласно которому производители и импортеры обязаны указывать МРЦ на каждой пачке сигарет с фильтром.
   Право определения МРЦ в розничной торговле передано производителям, которые сохранили свои отпускные цены в неприкосновенности. А вот рознице оставлена возможность "накрутить" на сигареты не более 15 процентов. В случае нарушения предусмотрены весьма солидные штрафы: для граждан - 20-25 МРОТ, для ПБОЮЛ - 40-50, для юридических лиц - 400-500 МРОТ (а с лета 2008 года Роспотребнадзор может и конфисковать товар).
   Раньше наценка в магазинах составляла 30-40 процентов, в общепите - 100 процентов и выше. Теперь производители решили понравиться потребителю не за счет собственных прибылей, а за счет прибылей розничной торговли, сетуют бизнесмены.
   Тревога предпринимателей небезосновательна, говорит председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по административным барьерам и антикоррупционной деятельности Дина Крылова. Розничные торговцы зажаты между МРЦ и ценой производителя. Снижение прибыльности табачной продукции - серьезный удар по ним.
   Кстати, большие магазины от введения МРЦ практически не пострадали - там, помимо сигарет, продают тысячи товаров, табак занимает в их обороте от 1 до 3 процентов.
   «Мелкой рознице придется или поднимать цены на продукты питания или закрываться. Теперь ни один покупатель не сможет сказать, что он не курит.
   Даже некурящий будет "покупать" сигареты, просто делаться это будет в неявном виде», - сказал член московского отделения "ОПОРЫ РОССИИ" Роман Жигульский.
   Члены движения "За честный рынок" уверены: малые предприятия розничной торговли сейчас планомерно уничтожаются сетевиками. Идет монополизация рынка: 102-й закон уже подкосил малый бизнес, запретив ПБОЮЛ торговать ликеро-водочной продукцией, новые правила добьют малые магазинчики окончательно.
   Позиция движения "За честный рынок" получила неожиданную поддержку в медицинских кругах. "То, что вредно, не должно быть дешево!" - провозгласил один из медицинских сайтов. Россия действительно остается одним из мировых лидеров по потреблению сигарет и доле курильщиков. По статистике, курят 63 процента взрослого населения, из них каждая четвертая - женщина, а по курению среди подростков страна занимает первое место в мире.
   Однако даже если угроза обещанного нам моратория будет реализована, вряд ли рынок ждут серьезные потрясения.
   «Мелкая розница никогда не откажется от торговли сигаретами. Иначе люди просто перестанут ходить в такие торговые точки, уйдут в сетевые магазины, - считает финансовый аналитик Сергей Шовиков. - Кстати, 15 процентов - не такая плохая надбавка. Многие предприятия на Западе работают с меньшей нормой прибыли. Малый бизнес подчас слишком избалован льготами и преференциями, ему пора учиться торговать цивилизованно».
   По решению правительства введение МРЦ на табачную продукцию должно проходить поэтапно. Поэтому если у розницы есть прошлогодние запасы без нанесенной МРЦ, сигареты с фильтром она может абсолютно законно продавать в течение всего 2007 года, а так называемые "овальные" сигареты без фильтра и папиросы - до 1 июля 2008 года.
   Обращение предпринимателей передано в недавно созданное управление ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле. По понятным причинам до рассмотрения дела возможные варианты развития событий сотрудники управления не комментируют.
   В Московской Международной бизнес-ассоциации оценивают ситуацию, сложившуюся на рынке как достаточно серьезную. "Мы не намерены делать скоропалительных выводов, становиться на чью-то сторону, - говорит генеральный директор ассоциации, председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. - Разосланы письма ряду табачных компаний, компаний-ритейлеров. Получим полную информацию, тогда можно будет дать взвешенные оценки".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской Бизнес-газеты"