26.02.2006  В ТПП РФ отметили неизбежность передела туристического рынка

   Функции комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма будут расширены, а сам комитет переименован в Комитет ТПП РФ предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. Такое решение было принято 22 февраля на расширенном заседании комитета.
   Как сообщил заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин, в самом комитете создано три подкомитета, которые будут работать по отдельным направлениям деятельности: туристской, курортно-рекреационной и гостиничной. Кроме того, в составе комитета образованы рабочие группы по следующим направлениям: по развитию горнолыжной индустрии; по образованию; по информационно-технологическому обеспечению туристско-рекреационной и гостиничной деятельности.
   Председатель подкомитета ГД по санаторно-курортному делу Борис Киберев одобрил решение комитета расширить сферу деятельности. Он отметил, что проблема курортов в том, что с 2003 года работники лишились прав получать санаторно-курортные путевки. Теперь они распределяются между детьми, федеральными льготниками, силовыми структурами и высокими начальниками: депутатами ГД, членами СФ и госчиновниками самого высокого ранга. «ТПП РФ должна заниматься проблемами всех трех сфер деятельности: туристской, курортно-рекреационной и гостиничной. При этом туризм не должен задавить курорты. Для этого и в Правительстве РФ нужен единый орган, который занимался бы единой проблемой развития туризма и курортов. Но сейчас ситуация такая: чем выше уровень курортов, тем менее доступны они для значительной части населения», - подчеркнул депутат ГД РФ.
   Но главной темой обсуждения на заседании комитета стали не вопросы внутренней реорганизации, а проблемы совершенствования законодательства в туристской сфере деятельности. В частности, обсуждались два законопроекта: закон об ОЭЗ туристско-рекреационного типа и законопроект, который готовится Федеральным агентством по туризму, касающийся изменений и дополнений в закон о туристской деятельности.
   Как сообщил Ю. Барзыкин, основная работа над поправками в законопроект об ОЭЗ будет проводиться не раньше апреля, когда закон будет готовиться к принятию во втором чтении. В данный момент законопроект направлен на рассмотрение субъектам РФ для получения отзывов, которые должны быть получены не позднее 16 марта. Законопроект получил положительное заключение правительства, за исключением вопроса по льготам для ОЭЗ по ЕСН. Две другие льготы на налоги на землю и имущество, предоставляемые на пять лет, сохраняются. По словам Ю. Барзыкина, предположительно в марте законопроект будет рассмотрен в ГД в первом чтении, а в апреле пройдут парламентские слушания.
   По мнению главы комитета ТПП РФ, вопрос об ОЭЗ очень важен для соискателей - тех регионов, которые хотят и могут подготовить участки для создания туристско-рекреационных ОЭЗ. Регионы должны оценить свой потенциал, и это станет началом системной работы по развитию туристкой системы в России в целом. Ю. Барзыкин не стал отрицать, что право на создание ОЭЗ получат единицы, но главное, по его мнению, что эта работа всколыхнет власть в субъектах, туристское сообщество и даст возможность для развития туризма по моделям ОЭЗ в регионах. «Перечень льгот достаточно скуден. Основное в ОЭЗ - это предсказуемость деятельности, устранение административных барьеров, работа по системе "единого окна". Все это можно сделать и без ОЭЗ, и уже делается в ряде регионов. Но определение точек роста в туристической сфере и перенесение методов их поддержки в регионы – это своеобразная школа в развитии туризма», - пояснил глава комитета ТПП РФ.
   Горячую дискуссию вызвало обсуждение второго законопроекта, касающегося туристической деятельности. По словам замруководителя Федерального агентства по туризму Надежды Назиной, в связи с отменой с 2007 года лицензирования туроператорской и турагентстской деятельности возникла необходимость выработки механизма экономической ответственности туроператоров. «Несмотря на распространенное в СФ РФ мнение о необходимости сохранить практику лицензирования, и зарубежный опыт, предполагающий совмещение лицензирования туристической деятельности и экономическую ответственность туроператоров и турагентов, МЭРТ настаивает на устранении лицензирования как избыточной меры», - пояснила Н. Назина.
   Она сообщила, что согласно поправкам в Федеральный закон об основах туристской деятельности будет введена экономическая ответственность туроператоров. Предлагается введение банковской гарантии или страхование гражданской ответственности третьих лиц. Кроме этого, в законопроекте вводится такая норма как аттестация гидов-переводчиков. Это связано с тем, что качество экскурсионного обслуживания оставляет желать лучшего.
   Назина сообщила, что законопроект будет ориентировочно внесен на рассмотрение в ГД РФ в марте текущего года.
   По ее словам, все туроператоры, работающие на рынке, должны быть внесены в единый реестр. Основанием для включения в реестр должно быть предоставление банковской гарантии или страхового полиса.
   Что касается турагентств, то на них экономическая ответственность не распространяется. Поэтому в закон добавлена норма, предусматривающая работу турагентств по единым правилам, утвержденных Правительством РФ. Как подчеркнула замруководителя Федерального агентства по туризму, сама ситема предусматривает, что туроператор будет отбирать для себя турагентов, по аналогии с производителем, который отбирает для себя продавца. «В идеале это будет фирменная торговая сеть. Если туроператор будет отвечать перед потребителем рублем, он, безусловно, будет требовать от продавца реализовывать товар надлежащим образом», - пояснила Н. Назина.
   Участники совещания отметили, что такие нововведения неминуемо приведут к серьезному переделу туристического рынка. Туроператоры – участники российского рынка - очень разные по объему. И для региональных операторов суммы, необходимые для получения банковских гарантий, окажутся неподъемными. Многим придется уйти с рынка. Кроме того, нереально, чтобы туроператор нес ответственность за турагентства. Агентская сеть многих операторов составляет деятки тысяч агентств, которые просто физически невозможно проконтролировать. Поэтому предлагаемая конструкция и отказ от лицензий, по их мнению, - не что иное как «дань политической моды на саморегулирующиеся организации».
   Ю. Барзыкин отметил, что законопроект необходимо существенно доработать, т.к. его введение не должно привести к ухудшению ситуации на туристическом рынке. Поэтому ждать его принятия можно не ранее начала 2007 года.
   Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько сообщил, что отмена лицензирования нанесет удар по вертикали управления туристической деятельностью на местах. Но если отмена неизбежна, то необходимо проработать механизм работы в сфере туризма для переходного периода. Касаясь вопроса экономической ответственности туроператора, он отметил: «Из разговоров с крупными страховыми компаниями, складывается впечатление, что по отношению к крупному туроператору, эти гарантии могут предоставляться на клиринговой основе под историю оборота. Страховщики заинтересованы в переделе рынка туроператоров. Но нельзя сказать, что на рынке нужны только крупные туроператоры. Есть ниши, которые просто не интересны крупным туроператорам, но эти ниши должны быть заполнены. Кроме того, необходимо учитывать разницу емкости столичных и региональных рынков», - заключил С. Шпилько.
   ИА "Альянс Медиа"